Самый яркий дебютант 2015 года в литературном мире, Елена Вернер. Автор, в книги которого я влюбилась буквально с первой страницы первого романа "Купальская ночь". Интересно, могла ли молодая, хрупкая, интересная девушка предугадать, как важны будут её романы некоторым людям и как читатели с нетерпением будут ждать новинок? Елена Вернер - безусловно, талантливая девушка, которая за год сменила звание перспективного писателя на серьёзного прозаика, чему я безмерно рада. Между прочим, у Елены образование драматурга! Именно это, на мой взгляд, и находит отражение в книгах: великолепный язык, абсолютная логика повествования, подробнейшее прописывание мельчайших деталей, умение точно вырисовывать характер каждого героя. Подкупает и искренность, и чистота, и простота, и нестандартность сюжета.
"Верни мои крылья!" - третий по счёту роман Елены. И я вновь покорена, вновь реву жгучими слезами, вновь нетерпеливо перелистываю страницы книги, затаив дыхание, ожидаю развязку. В этом романе Елена Вернер впервые в романтичную историю любви вплела элементы детектива: на мой взгляд, получилось очень органично и красиво; не детектив в чистом виде, но некая интрига и таинственность; и, судя по строкам книги, всему виной много раз читанная Агата Кристи - и вот это даёт повод задуматься о предпочтениях автора, об удивительной способности привнести в повествование частицу души, поведать читателю о себе. Это ценно, это подкупает.
В названии романа мы видим и даже чувствуем прямую просьбу о помощи, мольбу, граничащую с отчаянием и в то же время наполненную желанием перемен. Это своеобразный крик души, восклицание, требование, наполненные усталостью, с одной стороны, а с другой стороны, выражающие силу характера, волю, твёрдость, внутренний стержень.
Главная героиня - Ника Ирбитова. Её крылья были повреждены во время похищения в родном городе. Ей не причинили вреда, похититель понёс заслуженное наказание, но прекрасная жизнь, в которой царили известность, успех и увлечённость танцами, дала трещину. Стремясь сбежать от ненужных расспросов, сплетен, Ника оказывается в Москве. Она сменит яркую внешность на облик серой мышки, решит стать незаметной. Она устроится кассиром в театр "На бульваре". Она не привлекает к себе внимания, ни во что не вмешивается, наблюдая за всем со стороны, подмечая мельчайшие детали. Но раковина, в которую она намеренно себя заточила, даст трещину, когда в ночной тишине раздастся трель звонка - незнакомец жаждал разговора. Ника влюбится в мужчину с чарующим голосом, даже не зная, кто он. Каково же будет её удивление, когда Кирилл Мечников, которого она сразу узнала по голосу, устроится в театр...
Ника - красивая девушка, особенная, не такая, как все. Будучи для всех незаметной, она видит то, что другие не замечают. Добрая и внимательная девушка внушает доверие, вызывая желание у других поделиться некой тайной. Ника романтична, чувствительна, умна. Это целостная натура, вдумчивая девушка, очень сильная личность, и странное похищение сделало Нику ещё сильнее.
Ника является главной героиней романа, но Елена Вернер тщательно вырисовывает характеры и других персонажей, даже второстепенных. Даня Трифонов - весельчак, простой парень, но за внешним образом театрального шута скрывается трепетный юноша, способный на серьёзные поступки, берущий на себя ответственность за Лёлю Сафину и будущего малыша, не его, но чего не сделаешь ради любимой женщины. Лёля Сафина - актриса, полностью соответствующая этому званию: работа важнее всего, выход на сцену обязателен, даже через "не могу", сцепив зубы. Римма Корсакова - звёздочка театра, красавица с цыганской кровью, но жутко суеверная, быстро теряющая самообладание, впечатлительная. Рокотская - пожилая актриса, скрашивающая одинокие будни любимой работой, умудрённая жизненным опытом. Липатова - художественный руководитель театра, волевая женщина, строгая, но справедливая, с широкой душой, правда лишь до тех пор, пока это не затронет интересов театра - её любимого детища. Стародумов - муж Липатовой, когда-то был достаточно известен, но то кануло в лету. Зимина - служительница театра, пережившая смерть сына, а сейчас пытающаяся завоевать доверие девочки с улицы - Дашки.
О Кирилле Мечникове следует говорить отдельно. Это тот самый мужчина с чарующим голосом, жаждущий разговора в ночи; тот, в чей голос влюбилась Ника; тот, кто ворвался вихрем в жизнь театра, взяв на себя инициативу по решению всех проблем. Но кто он на самом деле? Для чего, с какой целью он устроился в театр? Рокотская справедливо назовёт Кирилла "мальчиком-с-секретом". Кстати, между Кириллом и Риммой возникнет роман, и это на глазах влюблённой Ники! В данном случае я не только сочувствую девушке, но и восхищаюсь ей - не каждая сможет оберегать пассию возлюбленного от обрушившихся на неё проблем, и всё это ради любимого мужчины - вот это сила, вот это самообладание, вот это характер.
В романе имеют место быть три Никиных сна. Это сны-символы, сны-предзнаменования. Это своего рода результат наблюдений девушки, анализ всего происходящего, её мысли. Её сны - это отражение самой себя, её роль во всём происходящем. В этих снах она предстаёт в образе богини победы Ники: справедливой, достойной, неравнодушной, пытающейся бороться, противостоять, задавать вопросы, видеть то, что не видят другие, отстаивать мнение. Она важна, её слова имеют существенное значение, к ней прислушиваются. На неё смотрят, её боятся.
"Верни мои крылья" - это очень сильный психологический роман. Роман, в котором каждое слово имеет значение, каждое смакуешь, как хорошее вино. Это роман для неторопливого чтения. Роман, над которым после прочтения ещё долго думаешь, вспоминаешь какие-то детали. Роман, в который погружаешься, забывая дышать. Выныривать из океана чувств, мира, выдуманного Вернер, сложно, грустно, даже жаль. Это книга о любви и о том, как не потерять себя, желая мести, как остаться человеком, когда до воплощения страшных планов - один шаг, но можно не делать этот шаг - ради любви...