Джеральд Даррелл – натуралист, зоолог, неутомимый борец за спасение исчезающих видов, но для большинства знающих его - прежде всего писатель. Несмотря на то, что сегодня его нет с нами, он по-прежнему остается непревзойденным оптимистом среди анималистов и непревзойденным анималистом среди оптимистов. Ему удается, казалось бы, невозможное. Его героем может стать любое живое существо, в буквальном смысле от муравья до слона. Но самое поразительное то, что в каждом животном он видит неповторимый характер. Да, спора нет, он порой очеловечивает животных, но делает это так умело, с таким блестящим чувством юмора, что, читатель даже и не думает искать какой–либо подвох. Начинаешь и в жизни воспринимать животных именно так. В этом великая сила его литературы.
О чем эта книга?
Это книга о свободе. Да-да, ничего удивительного. Ведь это книга о семье, в которой каждый нашел себя в любимом деле. В то время, как ее автор заводил знакомства со всевозможными представителями бегающего, ползающего, плавающего и летающего племени, его брат Лоуренс посвятил себя преследованию писательской музы, , а другой брат Лесли… Впрочем, что рассказывать все наперед, когда вы сами все узнаете из первых уст. Эта книга открывает нам прямо-таки идиллический мир греческого острова Корфу. Острова, на котором кажется, никто не знает нависающих над тобой дамокловых мечей, на которые столь щедра наша с вами жизнь. Острова солнечного и безмятежного, не познавшего еще сомнительных благ цивилизации.
Это книга о дружбе. Может быть, остров Корфу, на котором и происходит все действие трилогии, действительно во всем уникален, как считают его жители и любит упомянуть автор. Но только вряд ли удастся насчитать много повестей, а тем более, автобиографических трилогий, на страницах которых вы не встретили бы ни одной драмы, ни одного предательства, , никакой вражды и никаких врагов.
…Нет, наверное, не только остров Корфу, но и сам дом Дарреллов таил в себе какие–то особые чары. Под какой еще крышей смогли бы найти общий язык блестящий молодой ученый и шофер такси, старомодный учитель и старый распутный капитан? Уже только из-за столь затейливого, самой жизнью созданного списка действующих лиц было бы интересно читать эту книгу.
Но, разумеется, главное – это книга о живом мире. Не просто «о животных». Не просто «о природе». О Живом Мире. Мире, где каждое существо бесценно и уникально. Мире, где на каждом шагу вам открывается маленькая Вселенная, населенная невероятно деловитыми обитателями. А тут еще стараниями маленького Даррелла порой стирается грань между природой и домом, и вот, к ужасу родных, в нем появляются ужи в ванной, гекконы над постелью и чайки под столом.
И конечно же, было бы преступлением обойти вниманием неотразимый даррелловский юмор, не изменяющий писателю никогда, о чем бы он не писал – об окружающих его людях и животных, или о самом себе. Тонкая, добрая ирония, неизменно переплетенная с самоиронией, отличает все произведения автора. А в этой книге, кажется, его юмор превзошел сам себя.
…Впрочем, сам бы он в ответ на это, наверное, процитировал своего друга Теодора Стефанидеса: «Здесь, на Корфу, может случаться всё, что угодно».
Эта блестящая трилогия, как впрочем, и другие произведения Даррелла, способна найти своего читателя по всему земному шару, в переводах на любой язык. И особенно сейчас. Когда все мы стали пленниками своих городов, своей работы, своей общественной роли, эта книга выглядит почти дверью в Эдемский сад. Или сад богов, как назвал автор заключительную – третью – книгу…