"Я продолжаю глядеть в зеркало, но не вижу себя." - Это именно то, что говорит себе главная героиня - Трис Прайор в начале новой книги американской писательницы Вероники Рот, под названием "Мятежная". И читатель неспроста цепляется за эту фразу, которая, возможно, и определяет будущие поступки и отношения главной героини к происходящему.
Главной загадкой "Мятежной" становится некая информация, которая способна сломать нынешнюю систему фракций и открыть ворота в мир за оградой. И Трис Прайор абсолютно поглощена этим, поскольку, как оказалось, именно из-за этого погибли ее родители. Однако девушка действует по инерции, даже не обдумывая свои поступки и готовая жертвовать всем, особенно собой, чтобы добраться до истины, из-за чего неоднократно оказывается на грани между жизнью и смертью.
Вероника Рот теперь называет Трис "Мятежной", но на протяжении всей книги мне было трудно с ней согласиться. Читатель часто проводит параллель героев с автором, потому что ему важно понимать, как автор относится к героям, как им сопереживает, как помогает раскрыться и преодолевать трудности. "Дивергента" Вероника Рот любила, заботилась о нем и пыталась помочь девочке в сером одеянии превратиться в лихачку с мешком храбрости за спиной. Но от "Мятежной" автор решила отказаться: она больше не сопровождает Трис, не помогает ей и вечно подталкивает на поступки, которые юная героиня даже не может объяснить. Автор то превращает героиню в маленькую капризную девочку, то во взрослую девушку, которая вечно всем пытается что-то доказать. Эти доказательства чаще всего являются применением силы или едкими комментариями. Трис постоянно хочется жертвовать собой, она не ценит свою жизнь и четко дает это понять окружающим, однако в один момент она ломается со словами: "Почему кто-нибудь другой что-то не сделает хотя бы раз? Что если я не хочу больше быть крайней?". Трис - сплошная противоположность самой себе. Это не мятеж в ее душе, это безрассудство.
Вероника Рот позволила Трис делать все, что угодно, и это стало ошибкой. Даже в отношениях Тобиаса и Трис теперь трещина, полученная в результате недоверия, сомнений и безрассудства главной героини. Тобиасу приходиться нянчиться с Трис. Его это раздражает, а она не может понять. На самом деле всего этого можно было бы избежать, но почему-то автор предпочла показать героев и происходящее в этой части трилогии с другой стороны: отрицательной и противоречивой.
Как зацепиться за сюжет и дать возможность читателю проанализировать ситуацию, когда действия происходят так быстро, что не успеваешь даже перевести дух? Все действия происходят в спешке. Герои постоянно куда-то бегут, и порой даже не задумываются над тем, куда и зачем они бегут. "Мятежная" - это лабиринт, который создала Вероника Рот, поместив туда героев и дав им волю разбираться с происходящим самостоятельно. Попытка вышла неудачной.
К тому же, стиль написания текста очень скуден. Мало того, что Вероника Рот и так пошла по легкому пути, выбрав для себя вариант изложения событий от первого лица, так еще и полностью лишила его красоты изложения и описания. Это скорее похоже на дневник девушки, которая постоянно ввязывается в приключения, чем на произведение, на которого читатель возложил столь завышенные ожидания и надежды.