Розыск вынуждает Зайцева уехать из серого, промозглого Ленинграда в теплый и, казалось бы, сытный Новочеркасск. Монотонность времени и замкнутость пространства прерываются. С этого момента сюжет становится более динамичным и рельефным. Появляются новые герои, которые говорят, думают и живут по-иному. Противопоставление «свой-чужой» становится очевиднее, в определенные моменты перерастает в противостояние: россиец – казак, бывшие белые – советская власть, ГПУ – раскулаченные. Здесь все было по-другому. Юлия Яковлева сумела рассказать об этой чужести, непохожести в мелочах, в деталях, которые притягивают внимание читателя. «Дон отнюдь не был “тихим”». Через расследование автор выводит героя, а за ним и читателя к пониманию другого скрытого уровня конфликта – борьба за власть. Василий Зайцев, разоблачив преступника, не может до конца довести это дело. Для него это означает встать на чью-то сторону в политической игре и стать пешкой, которой в любой момент могут пожертвовать.
Дочитав до конца и слегка отодвинув книгу от себя, задумываешься: о чем она? Калейдоскопом сменяются скелетики, КУКС, ипподром, сапожная будка, коммунальная квартира, «Весна». Книга Юлии Яковлевой необычна не только потому, что автор «раз-мыла» границы жанра, но и потому, что она дала читателю возможность выбора: эту книгу можно прочитать как детектив, как исторический рассказ о 30-х годах, о трагедии людей, уничтожаемых сталинщиной. Она наполнена множеством смыслов, включая название – «Укрощение красного коня». Такой, своеобразно перенесенный на текст, прием «Вазы Рубина». Вопрос только в том, что мы ожидаем от книги, когда выбираем ее среди прочих на книжной полке.