Встречи с авторами Подбор подарка
10 ноября, 2017

5 фильмов о падении Берлинской стены и жизни в ГДР

Чулпан Хаматова, Даниэль Брюль и Нина Хосс в лучших картинах о разделенной Германии

5 фильмов о падении Берлинской стены и жизни в ГДР

9 ноября 1989 года пала Берлинская стена. Каменная конструкция длиною в 155 километров на протяжении 28 лет разделяла не только Восток и Запад — она расколола семьи, разлучала возлюбленных и друзей, рушила карьеры. О том, как этот период в истории Германии повлиял на судьбы, снято немало фильмов и написано немало книг.

Мы отобрали 5 наиболее примечательных из них.

«Жизнь других»

Год: 2006
Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

Фильм рассказывает о произволе спецслужб в Восточном Берлине в середине 80-х годов. Сотрудник Штази капитан Герд Вислер получает задание организовать слежку за драматургом Георгом Драйманом, которого подозревают в «сочувствии к капиталистическому режиму».

Уже позже мы узнаем, что инициировавший эту операцию министр культуры ГДР Бруно Хемф неравнодушен к возлюбленной Драймана — любимой всеми актрисе Кристе-Марии Зиланд. Картина примечательна тем, что за сюжетом мы следим глазами сотрудника Штази, который «прослушивает» квартиру Драймана — в ней устраивает встречи творческая берлинская интеллигенция, в ней ведутся разговоры о Брехте и Шостаковиче, а еще... готовится статья о самоубийствах в ГДР для западногерманского «Шпигеля».

Но Вислер постепенно проникается сочувствием к драматургу и актрисе и решает скрыть подробности операции от руководства. На вопрос об истории создания фильма в интервью The New York Times Флориан Хенкель фон Доннерсмарк однажды сказал: «Я внезапно представил себе человека, сидящего в угнетающей на вид комнате в наушниках и подслушивающего за тем, кого он считает врагом государства и идеологии; но человек в наушниках слышит красивую музыку, которая задевает его чувства. Я сел и через несколько часов написал предварительную версию сценария». Эта дебютная картина принесла режиссеру несколько престижных наград, в том числе «Оскар». Ее не раз называли одним из лучших немецких фильмов в истории и лучшим фильмом десятилетия. Отдельно стоит отметить музыкальное сопровождении: все композиции исполняет Пражский симфонический оркестр.

«Гуд бай, Ленин»

Год: 2003
Режиссер: Вольфганг Беккер

Пожалуй, это самый известный фильм о падении стены и объединении Германии. Трагикомедия рассказывает о жизни берлинской семьи из восточной части после упразднения ГДР. Главный герой — Алекс Кернер, которого сыграл 24-летний Даниэль Брюль, — рассказывает о своем пионерском детстве, наполненном мечтами о покорении космоса и верой в светлое социалистическое будущее, и делится проблемой: несколько месяцев назад его мама, школьная учительница, искренне верившая в режим, впала в кому, а проснулась в уже объединенной Германии.

В этой новой стране есть супермаркеты с американскими деликатесами, рестораны Burger King и реклама Coca-Cola, а еще здесь рушатся панельные многоэтажки и вывозятся памятники Ленину. Только оправившись от болезни, фрау Кернер не готова к такому потрясению, и тогда молодой человек решает скрыть от нее страшную новость о том, что страны, в которой она жила, больше нет. Он носится по помойкам в поисках старых банок от огурцов, записывает на видеокассеты выпуски новостей, просит свою девушку Лару — советскую медсестру, которую сыграла Чулпан Хаматова, — снять джинсовую куртку, и привозит в дом спившегося директора школы, чтобы тот поздравил бывшую подчиненную с днем рождения и отметил ее вклад в развитие общества.

Через комичные ситуации Беккер показывает потерянность людей после воссоединения страны, которую они искренне любили. Он описывает безграничную любовь сына к матери и передает нежную ностальгию по счастливому детству в «социалистическом раю». Как и в случае с предыдущей картиной, нельзя не упомянуть о музыкальном сопровождении к фильму: саундтреки писал Ян Тьерсен, известный своей работой для «Амели».

«Солнечная аллея»

Год: 1999
Режиссер: Леандер Хаусманн

Еще одна добрая картина о счастливом восточногерманском детстве, а точнее, о взрослении в ГДР. Герои фильма — подростки, проживающие на Солнечной аллее в конце 70-х. Sonnenallee — реально существующая улица, которую в 1961 году поделили на две части: Запад и Восток. Миха родился в советском секторе, сейчас ему 17, и вместе с друзьями он слушает запрещенные рок-группы, устраивает вечеринки, пробует самопальные наркотики и страдает от безответной любви к прекрасной Мириам, которая встречается с парнем с Запада. Друг Михи провозглашает себя экзистенциалистом, но вынужден отказаться от своих идей, когда его выгоняют из школы и он узнает, что собирается стать отцом.

Через гротескные ситуации Леандер Хаусманн, сам выросший в Восточной Германии, описывает жизнь в исчезнувшей стране. Вот преподаватель врывается на школьную дискотеку и выгоняет из зала мальчика из западного Берлина с криком «Кто привел в школу классового врага?». Вот учительница географии просит показать на глобусе страны, в которых детям живется плохо, и ребенок ищет Соединенные Штаты, Англию и Францию. В гости к Михе приезжает дядя из Западного Берлина в капроновых колготках, надетых под штаны, — подарок хозяйке дома. Друга Михи пытается пристрелить полицейский, но мальчишку спасает пластинка The Rolling Stones, спрятанная под одеждой.

Фильм заканчивается до смеха абсурдной сценой, в которой толпа восточных берлинцев во главе с полицией танцует у стены под песню «The Letter» американской группы The Box Tops. По мнению журнала Der Spiegel, Хаусманн воспевает ГДР и скрывает негативные аспекты жизни в Восточной Германии при Эрихе Хоннекере, однако большинство журналистов посчитали критику издания несправедливой, и немецкая публика положительно встретила выход картины.

«Барбара»

Год: 2012
Режиссер: Кристиан Петцольд

Теме любви между Востоком и Западом посвятил свою картину Кристиан Петцольд. Действие фильма происходит в маленьком городке на берегу Балтийского моря в Восточной Германии, куда прибывает Барбара, героиня Нины Хосс, чтобы работать медсестрой в детском отделении хирургии. Раньше она занимала должность врача в престижном берлинском госпитале Шарите, но после неудачной попытки подать документы на выезд из ГДР, чтобы воссоединиться с любимым мужчиной, ее отправляют в провинцию. Даже здесь сотрудники Штази преследуют героиню, проводя регулярные обыски в ее доме. Одержимая идеей бегства на Запад, Барбара сторонится коллег, много времени проводит в одиночестве и тайно встречается со своим женихом — они занимаются любовью то в лесу, то в номере гостиницы «Интерхотель» для иностранцев.

Йёрг без ума от Барбары, каждый раз он привозит ей подарки с Запада (конфеты, сигареты и чулки) и разрабатывает план побега: женщина должна переплыть на маленькой лодке в Данию. Однако постепенно неприступная героиня Нины Хосс начинает сближаться с главврачом провинциальной поликлиники, доктором Андре Райзером, который рассказывает ей свою историю: когда-то он тоже работал в престижном берлинском центре, но совершил грубую ошибку, из-за которой пострадали два плода в искусственном инкубаторе, — за это его выслали в провинцию, чтобы он собирал информацию о местных жителях (в том числе и о Барбаре) для Штази. Время идет, до побега остается все меньше дней, и медсестру начинают посещать сомнения: бежать на Запад или остаться в восточной провинции? Фильм номинировался на «Оскар», получил несколько престижных наград и положительные оценки критиков и зрителей.

«Тут вам не Калифорния»

Год: 2012
Режиссер: Мартен Персиль

Фильм заявлен как документальный, однако это не делает его менее интересным чем игровое кино. В центре сюжета — история трех школьников, которые живут в восточном Магдебурге на закате советской эпохи и мечтают кататься на скейтбордах, как их сверстники на Западе. Они прикрепляют колеса к доскам и учатся балансировать на них. Детская забава постепенно перерастает в настоящее увлечение: один из героев в 15 лет оставляет карьеру профессионального пловца, чтобы вскоре возглавить движение скейтбордистов в Восточной Германии.

Ребята перебираются в Берлин, где ежедневно встречаются с такими же увлеченными подростками у телебашни Александерплатц, и начинают менять историю, создавая новую субкультуру: для каждого из них доска становится воплощением свободы и возможности делать то, что действительно нравится — даже в стране, где все контролирует Штази. Вскоре за героев берутся власти ГДР: по их инициативе тусовщики с Александерплатц должны посещать спортивную школу Germina Speeder, чтобы принять участие в конкурсе Euroscate’88. На международном соревновании скейтбордистов, проходившем в Праге, герои наконец-то знакомятся с западными спортсменами и начинают контрабандой переправлять доски в Восточный Берлин.

Эту историю о зарождении андеграундной скейтерской культуры в Восточной Германии рассказывает один из ее участников уже во взрослом возрасте, когда скейтбордисты из ГДР встречаются впервые после падения стены, чтобы попрощаться с лидером движения. Но будет неправильным сказать, что фильм посвящен только развитию субкультуры: в нем отразилась судьба последнего поколения молодежи из Восточной Германии.

Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79974 книги
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79974 книги

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

10 романов о Берлине

10 романов о Берлине

«Дар», «Братья Лаутензак», «Невинный, или особые отношения» и другие культовые книги XX столетия о столице Германии

Тилль Линдеманн: «Я удивлен, почему мне до сих пор не вручили Нобелевскую премию!»

Тилль Линдеманн: «Я удивлен, почему мне до сих пор не вручили Нобелевскую премию!»

Фронтмен группы Rammstein о своем детстве в ГДР, любимых писателях и экранизациях их произведений

5 цитат из романа «Берлин, Александерплац»

5 цитат из романа «Берлин, Александерплац»

Немецкий писатель Альфред Дёблин о жизни, времени и судьбе

Александра Маринина: «Мои книги „шекспировского“ цикла — это совершенно новый жанр»

Александра Маринина: «Мои книги „шекспировского“ цикла — это совершенно новый жанр»

Интервью с известной писательницей

Как выбрать любовный роман о спортсменах?

Как выбрать любовный роман о спортсменах?

Помогаем сориентироваться в разнообразии книг по самому горячему тренду последних лет

«Дизайнер Жорка» Дины Рубиной: по следам чужих судеб

«Дизайнер Жорка» Дины Рубиной: по следам чужих судеб

В «Эксмо» вышла первая часть нового романа популярного писателя — «Мальчики»

Неудавшийся музыкант и литературный гений: 5 фактов о жизни Кадзуо Исигуро

Неудавшийся музыкант и литературный гений: 5 фактов о жизни Кадзуо Исигуро

Рассказываем о биографии знаменитого писателя

«Нити судьбы» Лии Арден: и родилась та, которой подвластно было изменить миры

«Нити судьбы» Лии Арден: и родилась та, которой подвластно было изменить миры

Рассказываем о новой трилогии писательницы: «Во главе раздора», «Во главе кошмаров», «Во главе конца»