18 октября, 2017

«Казнить нельзя помиловать». В прокат выходит драма «Голем»

Этот фильм мог бы стать очередной (и не самой заметной) вариацией истории про Джека-потрошителя, если бы не социальный подтекст
«Казнить нельзя помиловать». В прокат выходит драма «Голем»

Лондон, вторая половина XIX века, череда жестоких убийств в одном из бедных районов столицы шокирует жителей, и без того измученных нищетой и болезнями (обратная сторона блеска и величия Викторианской эпохи). Иллюзорным укрытием от страшной реальности остаются мьюзик-холлы, в которых хоть на время можно забыть о собственных бедах и посмеяться над персонажами Дэна Лено*.

Параллельно с преступлениями, точь-в-точь повторяющими деяния Джека-потрошителя, в Лондоне проходит слушание по делу об отравлении журналиста Джона Кри. Единственной подозреваемой оказывается его молодая жена Элизабет, в прошлом — артистка варьете, известная как Лиззи с Болотной...

Очевидно, что режиссер «Голема», Хуан Карлос Медина, очень внимательно прочел литературный оригинал — роман Питера Акройда «Процесс Элизабет Кри», но оставил за собой право расставить акценты. Так, одним из главных героев Акройда является мрачный Лондон, а у Медины город кажется картонным, как декорации театра. Кстати, сам мьюзик-холл, как и в романе, показан весьма живо. Со страниц книги читателю то и дело кивают Карл Маркс, Джордж Гиссинг, Чарлз Бэббидж, Оскар Уайльд и даже родители Чарли Чаплина. Медина для своего сюжета оставил только Маркса, Гиссинга и, конечно же, Лено, с которым связаны основные идеологические перемены в этой истории. У Акройда Лено — альтруист, помогающий и друзьям, и незнакомцам. В «Големе» знаменитый актер превратился в феминиста, «поющего о страданиях женщин».

Именно «женская» тема стала лейтмотивом фильма и основной движущей силой сюжета. Сострадание или пренебрежение к «слабому» полу, имеющему на тот момент гораздо меньше прав, чем мужчины, становятся причинами и хороших, и дурных поступков персонажей. Главная героиня «Голема», Элизабет Кри, роняет фразу о том, что женщины настолько привыкли к несправедливости, что уже не замечают ее. Но внимательные зрители поймут: еще как замечают, и когда чаша терпения переполняется, они становятся почти неуправляемы.

Медина меняет характеры героев. Знаменитый писатель Джордж Гиссинг из благородного джентльмена, в молодости женившегося на проститутке, в фильме превратился в такого же угнетателя, как и все остальные, с той лишь разницей, что он тешит себя мыслями о благородной миссии спасения души Нел. Инспектор Килдэр, в книге второстепенный персонаж-гей, здесь стал своеобразным Шерлоком Холмсом — гениальным детективом, много лет назад пострадавшим из-за слухов о своей ориентации (имеют ли они хоть какие-то основания, мы так и не узнаем). Дело о Големе из Лаймхауза Килдеру поручили только для того, чтобы в случае неудачи сделать его козлом отпущения.

Изначально инспектора Килдера должен был сыграть Алан Рикман, но из-за болезни, а потом и смерти знаменитого актера эта роль досталась Биллу Найи. Лиззи Кри сыграла Оливия Кук. До сих пор актриса появлялась только в низкобюджетных триллерах, однако в 2018 году выйдет фильм Стивена Спилберга с ее участием. Образ знаменитого комика, Дэна Лено, на экране воплотил Дуглас Бут, известный по сериалу «Большие надежды» и драме «Ной».

Режиссер «Голема» постарался поднять в своем фильме как можно больше социальных вопросов. Появление Карла Маркса в качестве героя этой картины только усиливает общественно-значимый подтекст, но вот что странно, тема «униженных и оскорбленных» и чуть более слабый мотив погони за мечтой оправдывает действия убийцы...

Редактор портала eksmo.ru Раиса Ханукаева


*Дэн Лено (настоящее имя Джордж Уайлд Гэлвин) — британский актёр-комик, получивший известность в конце викторианской эпохи. Он был известен, помимо ролей в мюзиклах, исполнением ролей дам в ежегодных пантомимах, которые были популярны в лондонском королевском театре Друри-Лейн, в период с 1888 по 1904 год.

Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо