О «Крёстном отце» Фрэнсиса Форда Копполы написаны сотни (если не тысячи статей). Эта оскароносная картина стабильно попадает в списки лучших фильмов XX века, а спустя десятилетия с момента выхода в широкий прокат она продолжает собирать все новых и новых поклонников по всему миру.
Эту ленту можно назвать эталоном качественного голливудского кино: отличная режиссура, превосходная игра актеров (Аль Пачино, Марлон Брандо, Роберт Дюваль, Дайан Китон и другие), непередаваемая атмосфера и замечательный сценарий, в написании которого принял участие сам автор романа Марио Пьюзо. В итоге получился фильм, от просмотра которого просто невозможно отказаться (если перефразировать самую знаменитую фразу из него же).
Крестный отец Мягкая обложка
В чем же секрет успеха этой картины, помимо перечисленных выше факторов? Прежде всего, это превосходно рассказанная история, понятная людям, живущим в разных странах и воспитанным, опять-таки, в разных религиозных и культурных традициях. В фильме затрагиваются проблемы добра и зла, чести и долга, семьи и общества, закона и морали. То есть, основ человеческой цивилизации.
Вспомним дона Вито Корлеоне (которого гениально сыграл Марлон Брандо): это не просто жестокий гангстер, у этого человека есть определенные принципы и правила. Его можно сравнить с булгаковским Воландом. Это, безусловно, отрицательный герой, но именно к нему приходят люди, которым не может помочь буква закона. Вито Корлеоне выступил против наркотрафика (из-за чего по сути и разгорелась война между семьями). Он — зло, но зло, творящее и добро.
И Пьюзо, и Копполу обвиняли в идеализации (а также романтизации) мафии. Примечательно, что и книгу, и фильм многие преступные группировки по всему миру (привет нашим «лихим девяностым»!) использовали и до сих пор используют в качестве своеобразного обучающего пособия. Это один из тех редких случаев, когда искусство повлияло и трансформировало реальную жизнь.
Вот только в лучшую ли сторону?