25 января, 2017

Кино по классике: «Орландо» Салли Поттер

Экранизация знаменитого романа Вирджинии Вулф

Кино по классике: «Орландо» Салли Поттер

Романы Вирджинии Вулф, откровенно говоря, читать довольно сложно. И «Орландо» — приятное исключение. Это фантасмагорическая и довольно легкая книга с интересным сюжетом: ведь главный герой проживает несколько столетий, причем, первую половину романа он — мужчина, вторую — женщина. «Орландо» был опубликован в 1928 году, это было очень новаторское произведение для своего времени.

Но своей экранизации книга ждала очень долго. Лишь в начале 90-х годов был снят фильм по ее мотивам. Картина режиссера Салли Поттер получилась не менее захватывающей и интересной, чем роман Вирджинии Вулф, и была восторженно принята кинокритиками. Она получила приз Венецианского кинофестиваля, а также ряд других престижных наград. Попробуем понять, почему.

«Орландо» — второй крупный художественный проект режиссера-документалиста Поттер. Как писал кинокритик Сергей Кудрявцев, автор фильма использовала «кинематографические открытия своих прославленных соотечественников Дерека Джармена и Питера Гринуэя, напрямую заимствуя у них актрису Тильду Суинтон и художников Бена ван Оса и Яна Рулфса». Поттер удалось уловить модные кинотенденции 90-х, но, при этом, создать авторское кино.

Фильм эстетичен. Даже в сцене войны нет ничего, что могло бы нарушить эту гармонию красоты. Однако нет здесь и приторности, которой часто грешат подобные картины. Герой (а потом и героиня) живет 350 лет, и в зависимости от времени меняется визуальное окружение Орландо: от готической стилистики елизаветинской эпохи, до солнечной эклектики современности. Картина делится на семь смысловых частей: «Смерть», «Любовь», «Поэзия», «Политика», «Общество», «Секс» и «Рождение», что структурирует ленту, и, вместе с этим, придает ей холодную математическую строгость.

Не стоит ждать от «Орландо» исторической достоверности. Здесь только намечены некоторые события, оказавшиеся ключевыми в истории: Первая мировая война, устройство дипломатических отношений между Англией и другими странами, колониальная политика Великобритании. Однако костюмы, манеры и образ жизни героев все-таки отвечают визуальной концепции фильма больше, нежели историческим фактам. Поттер, следую Гринуэю, отказывается от стандартной костюмированной драмы, тем более, что литературный материал ее и не предполагает. Это спасает «Орландо» от двух вещей: претензий историков и перегрузки кадра лишними предметами, ненужными этой картине подробностями.

Отдельного внимания заслуживает игра Тильды Суинтон — исполнительницы главной роли. Убедительная и в образе юноши, и в образе молодой женщины, ироничная и эффектная, Суинтон сумела показать и яркий характер своего героя, и его аристократизм. Последнее для Тильды не составляло никакого труда: актриса принадлежит к древнему англо-шотландскому роду и получила соответствующее своему происхождению воспитание.

Талантливый оператор Алексей Родионов («Иди и смотри» Элема Климова, «Жена Керосинщика» Александра Кайдановского) максимально полно использовал внешние данные Суинтон, работая и с ее силуэтом, и с лицом. Родионов был одним из первых, кто обратил внимание на необыкновенные глаза Тильды Суинтон.

«Орландо» — масштабный международный проект, к его созданию приложили руку и продюсеры «Ленфильма». В кадре появляются российские актеры, а за камерой, как мы уже сказали, стоял Алексей Родионов. Результат оказался на высоте. Фильм вспоминают и пересматривают до сих пор, актуальность проблем, затронутых в ленте, ее символизм, эстетика и динамика не оставят равнодушными даже самых строгих критиков.

Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 32196  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 32196  книг

Читайте также

10 цитат из книг Вирджинии Вулф Мнения
10 цитат из книг Вирджинии Вулф
У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната
Три экранизации пьес Оскара Уайльда последних лет Познавательно
Три экранизации пьес Оскара Уайльда последних лет
Кейт Бланшетт, Скарлетт Йоханссон, Джулианна Мур в фильмах по мотивам драматических произведений писателя
Лучшие экранизации романов лауреатов Букеровской премии. Часть I Познавательно
Лучшие экранизации романов лауреатов Букеровской премии. Часть I
«Дети полуночи», «Жизнь Пи», «Английский пациент» и другие книги, которые легли в основу культовых фильмов
Жизненно
Почему всем так не нравятся люди, которые решили изолироваться от общества
Объясняем на примере литературных персонажей
Почему всем так не нравятся люди, которые решили изолироваться от общества
Познавательно
«Зачем я выдумала это мелкое, мерзкое, напыщенное, надоедливое создание?»
5 авторов, которые ненавидели своих персонажей
«Зачем я выдумала это мелкое, мерзкое, напыщенное, надоедливое создание?»
Зубастый голубь и Лида, ставшая Лёней: ляпы в классической литературе Познавательно
Зубастый голубь и Лида, ставшая Лёней: ляпы в классической литературе
Вспоминаем знаменитые ошибки известных писателей
5 ужасных выходок известных писателей Познавательно
5 ужасных выходок известных писателей
Странные поступки Лермонтова, Тургенева, Куприна и других классиков
Гид по «Плоскому миру» Терри Пратчетта Познавательно
Гид по «Плоскому миру» Терри Пратчетта
Все книги о ведьмах, волшебниках, стражниках и «мрачном жнеце»