Сильная история, талантливые актеры и профессиональная съемочная группа: у «Собибора» есть только один явный минус — участие фильма в проекте патриотических организаций. От картины сразу ждешь верноподданического пафоса, криков «За родину!» и флешбэков о том, как счастливо жили советские герои до войны. Но режиссер все-таки Константин Хабенский, и, кажется, он сделал то, чего от него, новичка в этом деле, мало кто ожидал.
Четыре языка, на которых говорят герои, и общечеловеческая история сопротивления: Хабенский настаивает на свободе от географических рамок: «Из советского человека Печерский в лагере становится просто человеком», — охарактеризовал своего героя актер и режиссер. Основная аудитория фильма — российские зрители, но мировая премьера прошла в Варшаве, права на показ «Собибора» уже куплены Японией, а продюсеры надеются на европейский и американский прокат. Для этого на роль начальника лагеря Карла Френцеля был приглашен знаменитый Кристофер Ламберт. Продюсерам нужна была величина, за которой потянутся зрители.
Собибор: восстание в лагере смерти. Роман Электронная книга 289 ₽ На Литрес
«Собибор» — история единственного успешного побега из лагеря смерти. Восстание возглавил советский офицер Александр Аронович Печерский. Сегодня многое из того, что историки знают о тех событиях, основано на свидетельствах выживших. Командование Третьего рейха уничтожило лагерь и большинство документов, с ним связанных. Забыть о Собиборе старались и поляки, которые враждебно встретили сбежавших. В СССР о побеге тоже говорить было не принято: Печерскому пришлось искупать вину за плен в штрафбате, а позже, во время преследования «безродных космополитов», лишиться работы из-за своего происхождения. Его книги не публиковались, а позже в Советском Союзе о Собиборе просто забыли. В 1987 году был снят «Побег из Собибора» с Рутгером Хауэром в главной роли, но в нашей стране, конечно, фильм показали далеко не сразу.
Итак, драма Хабенского для многих — повод узнать о побеге вообще. Но при всей кажущейся документальности, фильм со своими отсылками к Ветхому Завету, Библии и древнегреческому театру больше похож на легенду. Многое из вымышленного здесь кажется реальным, а то, что похоже на страшную сказку, было на самом деле.
Собибор. Хроника восстания в лагере смерти Твердый переплет
Хабенский уверен, что такие истории нельзя рассказывать «с холодным носом», и ему удалось сделать пронзительный фильм без особой «чернухи», с горькой иронией и ярким символизмом. «Собибор» получился страшным, тяжелым, но не лишенным своего обаяния, тем более, что история побега из концлагеря — одна из немногих, в которой изможденные и убитые горем люди побеждают. И уже неважно, кем они были — евреями, русскими или поляками...