Творческая жизнь знаменитого актера Алексея Баталова была долгой и очень яркой: более трех десятков ролей в кино, почти столько же озвученных фильмов и мультфильмов, а также режиссерские и сценарные работы.
Мы решили вспомнить его роли в экранизациях классических произведений.
Летят журавли (1957)
Режиссер: Михаил Калатозов
«Летят журавли» — одна из легенд советского кинематографа. Это единственный полнометражный фильм из СССР, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля. Картина была снята по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» (он же выступил и сценаристом ленты).
В «Летят журавли» прекрасно все: операторская работа, свет, музыка, но самое главное, конечно же, — это игра актеров. Этот фильм сделал исполнителей главных ролей, Татьяну Самойлову и Алексея Баталова, любимцами миллионов зрителей во всем мире. Их герои излучают удивительный свет, вы словно оказываетесь в волшебном сне. Но на смену ему приходит война, и вы просыпаетесь...
Критики на Западе удивлялись: «Как можно было ТАК снять и ТАК сыграть?» При этом официальное советское руководство крайне сдержанно отнеслось к триумфу фильма.
И примечательный факт: несколько дней ассистентом оператора проработал будущий оскароносный французский режиссер Клод Лелуш. Этот опыт, по словам мэтра, сильно повлиял на все его дальнейшее творчество.
Дама с собачкой (1960)
Режиссер: Иосиф Хейфиц
В отличие от Бориса — главного героя фильма «Летят журавли», Гуров, персонаж «Дамы с собачкой», человек нерешительный и сомневающийся, он не может устроить свою жизнь и не знает, как быть с любимой женщиной, с которой он встречается тайком от жены. Эта роль мягкотелого интеллигента удалась Баталову не хуже, чем образ бравого солдата-интеллектуала. И образ Бориса оказался созвучен эпохе. Советская интеллигенция была на перепутье. Неустроенность и неправильность жизни волновали тогда многих.
«Дама с собачкой», благодаря стараниям всей съемочной группы, стала одной из самых известных и популярных экранизаций чеховских произведений. Также это одна из лучших работ режиссера Иосифа Хейфица. Фильм получил приз «За гуманизм и исключительные художественные качества» на XIII кинофестивале в Каннах, а также множество других престижных зарубежных наград.
Три толстяка (1966)
Режиссер: Алексей Баталов
Одна из трех режиссерских работ Алексея Баталова, созданная по мотивам «революционной» сказки Юрия Олеши. Властелины-узурпаторы, бунтующие бедняки и благородные герои, сражающиеся за свободу и равенство всех людей, — Баталов сохранил основную канву литературного первоисточника, но внес собственные коррективы в сюжет: Тутти в фильме почти сразу догадывается, что Суок живая, а продавец воздушных шаров из нейтрального героя превращается в злобного доносчика и мешает исполнению планов героев. Нет в киносказке Баталова и намека на то, что Соук и Тутти родственники.
Сам Алексей Владимирович сыграл здесь небольшую роль: гимнаста Тибула, одного из двух предводителей восстания.
Живой труп (1968)
Режиссер: Владимир Венгеров
Евгений Онегин и Григорий Печорин боролись с синдромом лишнего человека с помощью странствий, женщин, светских увеселений и войны. Герой Льва Толстого Федор Протасов, понимая все несовершенство мира, идет по пути пушкинского Алеко и, не желая участвовать «во всей этой пакости», забывается в обществе цыган. Вот только романтической дороги в этой истории нет и быть не может. Герой пьет, гуляет, становится бродягой и, в итоге, кончает жизнь самоубийством.
Фильм Владимира Венгерова, снятый по пьесе «Живой труп», вышел в прокат осенью 1968 года, наград не завоевал, отзывами критиков был обделен, но в сердцах зрителей остался благодаря блестящему актерскому составу: Алексей Баталов, Алла Демидова, Олег Басилашвили, Лидия Штыкан и многие другие.
Бег (1970)
Режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов
Двухсерийная драма, снятая режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым по одноименной пьесе Михаила Булгакова. О создании этого фильма ходят мистические легенды. Его появление и в самом деле можно объяснить лишь вмешательством высших сил. Только представьте, в самый разгар брежневского застоя в стране вдруг снимают фильм о белоэмигрантах!
Алексей Баталов сыграл здесь Сергея Голубкова — трогательного и интеллигентного приват-доцента Петербургского университета. Эта роль должна была достаться Владиславу Дворжецкому, но судьба распорядилась иначе: Дворжецкий появился в фильме в образе генерала Хлудова. Возможно, именно эти образы как нельзя лучше подходили обоим актерам.
В 1971 году «Бег» вошел в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля, но триумфа, как у картины «Летят журавли», не получилось.