22 марта, 2017

Кино по классике: «Гамлет» Григория Козинцева

Легендарный фильм режиссера-шекспироведа

Кино по классике: «Гамлет» Григория Козинцева

Прибалтийский берег вместо скал Дании, советские актеры в роли средневековых европейских аристократов и относительно небольшой бюджет. При всем таланте режиссера Григория Козинцева, его «Гамлет» мог бы стать лишь «очередной» экранизацией трагедии Уильяма Шекспира, а оказался в ряду лучших киноадаптаций легенды о принце датском.

«Гамлет» 1964 года в меру символичен, в меру реалистичен, «общедоступен», по словам критика Майи Туровской, но не упрощен и не опошлен. При многочисленных кинематографических приемах, использованных режиссером, фильм остался понятным и современным даже спустя полвека после его выхода его на экраны.

Козинцев избавился от всего лишнего в кадре. Внешняя обстановка лишь подсказывает, что действие происходит в абстрактном средневековье, эстетика которого выверена профессионалами по картинам и миниатюрам, но не отвлекает от истории Шекспира. Уже в начальных эпизодах зрительское внимание обращено на самодовольное выражение Клавдия во время его речи, счастливо-плотскую улыбку Гертруды и печальное, задумчивое лицо самого Гамлета.

Режиссер намеренно выбрал для экранизации более человечный и менее патетический перевод Бориса Пастернака, сократил многие монологи и компенсировал «недостаток информации» игрой актеров. Работа утвержденного без проб Иннокентия Смоктуновского, юной Анастасии Вертинской (девушки «с затуманенным взглядом средневековых Мадонн»), Михаила Названова, Эльзы Радзинь, Юрия Толубеева и многих других действительно впечатляющая.

Черно-белая картина в эпоху цветного (и более кассового) кино — тоже режиссерская уловка. Григорий Козинцев и оператор фильма, Йонас Грицюс, мастерски воспользовались всем, что было в их распоряжении. Игра света и тени, отражения, архитектура и природные ландшафты — детали в кадре направляют зрителя. Чего только стоит лестница, по которой принц идет с Горацио перед дуэлью (она почему-то ведет в небо). Пластический образ, придуманный Эйзенштейном, здесь служит предвестником трагической развязки.

Костюмы, при всей своей «незаметности», также символичны: черные одежды Гамлета, наряды королевы Гертруды и, особенно, платья Офелии. В сцене облачения в траур, девушку заковывают в железный корсет — эмблему жизни героини. Почти детское тело стягивают путы, так же, как неокрепший ум сковывают пошлые замечания отца и наставления брата. Девушка, сама того не желая, играет роковую роль в судьбе Гамлета, но ей, как и принцу, тесно в Эльсиноре. Тесно по-своему: Офелия, несмотря на «беспомощный ум», умеет любить.

«Гамлет» появился на больших экранах в июне 1964 года, незадолго до лирической повести «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева и первой киноверсии «Обыкновенного чуда» Эраста Гарина. Несмотря на классический сюжет, он прекрасно вписывается концепцию оттепельных фильмов. Картина была тепло прията отечественными и зарубежными зрителями и критиками. Среди многочисленных наград «Гамлета» — специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 2801  книгу
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 2801  книгу

Читайте также

Два гения: Григорий Козинцев об Уильяме Шекспире
Мнения
Два гения: Григорий Козинцев об Уильяме Шекспире
Цитаты классика отечественного кинематографа об одном из самых знаменитых драматургов на планете
10 цитат из пьесы «Отелло» Уильяма Шекспира
Познавательно
10 цитат из пьесы «Отелло» Уильяма Шекспира
Двусмысленны и шатки изреченья. Словесность не приносит облегченья
Откуда Шекспир брал сюжеты для своих пьес?
Познавательно
Откуда Шекспир брал сюжеты для своих пьес?
Первоисточники произведений великого драматурга
Самые странные экранизации «Ромео и Джульетты»
Познавательно
Самые странные экранизации «Ромео и Джульетты»
Как видят классический сюжет современные кинорежиссеры
«Человек, который убил Дон Кихота»: удивительное путешествие в сердце испанской мечты
Познавательно
«Человек, который убил Дон Кихота»: удивительное путешествие в сердце испанской мечты
Рецензия на приключенческое фэнтези Терри Гиллиама
Главные роли Владимира Высоцкого
Кино
Главные роли Владимира Высоцкого
Гамлет, Лопахин и Жеглов: рассказываем о персонажах, которых сыграл знаменитый актер
Кино по книге: «Собака на сене» Яна Фрида
Кино
Кино по книге: «Собака на сене» Яна Фрида
Испанская история, рассказанная российским режиссером
Кино по классике: лучшие экранизации «Дон Кихота»
Познавательно
Кино по классике: лучшие экранизации «Дон Кихота»
Фёдор Шаляпин и Николай Черкасов в образе хитроумного идальго
Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам