Большинство скандинавских фильмов — это мрачные драмы с изнасилованием (лучше, если это будет инцест), где все в итоге умирают. «Девушка, которая застряла в паутине» — копродакшн сразу пяти стран, и американская компания Sony сыграла в его производстве не последнюю роль, а значит зрители увидят красивые трюки и захватывающую историю спасения мира. Однако черты сурового скандинавского кино здесь все-таки остались.
На этот раз Лисбет Саландер пытается помочь ученому, занимающемуся разработками в области искусственного интеллекта. Он, по собственным словам, создал «чудовище» — программу, способную привести в действие оружие любой страны, и теперь контроль над скриптом мечтают получить не только власти, но и мафия. Вместе с Лисбет в спасении мира участвует ее верный друг Михаэль Блумквист. Параллельно с этим героиня лечит собственные травмы и пытается разобраться в чувствах к сестре, которую в свое время оставила один на один с отцом-педофилом.
Возвращение Саландер на большие экраны — долгожданное событие. Сегодня все три романа журналиста и писателя Стига Ларссона экранизированы только в Швеции, в международном прокате эти фильмы прошли незаметно. Голливудский вариант, в котором главные роли исполнили Руни Мара и Даниэл Крейг, не оправдал прокатных ожиданий, и после «Девушки с татуировкой дракона» продюсеры приостановили работу над франшизой на долгих шесть лет. Теперь Sony вернулась к серии о Саландер с новой командой актеров.
«Обновить», кстати, решили не только актеров, но и автора книг. Вместо того, чтобы экранизировать два оставшихся детектива Стига Ларссона, создатели взяли за основу первый роман-продолжение серии «Миллениум», которую после смерти писателя подхватил Давид Лагеркранц.
Девушка, которая застряла в паутине Твердый переплет 400 ₽ 799 ₽ -50% В корзину
Главную роль в «Девушке, которая застряла в паутине» сыграла Клер Фой. У актрисы получилась, пожалуй, самая женственная Саландер за всю историю экранизаций, однако в картине это качество оказывается маркером зла. Лисбет прячется в кожу и толстовки с капюшонами, а ее антагонистка разгуливает по шведским лесам на шпильках и в красном обтягивающем костюме и спрашивает у главной героини, зачем нужно было делать из себя такую уродину (ирокез, пирсинг и татуировки до сих пор при Саландер).
Феминистические мотивы были основными еще в трилогии Ларссона, который доходчиво объяснил, почему его персонаж ненавидит мужчин, издевающихся над женщинами. Однако создатели фильма пошли дальше, превратив Саландер в мстителя-одиночку с макияжем-маской. А вот роль Микаэля Блумквиста, не менее яркого персонажа трилогии, свели до минимума. Матерый журналист в исполнении шведского актера Сверрира Гуднасона превратился в «девушку Бонда» — приятное, интеллигентное и симпатичное приложение к самой героине.
История, перенесенная на экран Федерико Альваресом, более типична и менее многослойна. Вместо распутывания уголовных дел, в основу которых легли реальные преступления, герои спасают мир. Несмотря на попытки соответствовать духу «Миллениума», режиссер сгладил множество этических вопросов, зато оставил упоминания почти обо всей повестке 2018 года: герои говорят об Украине, страшных русских, кибератаках и абьюзе.
Понравится ли фильм поклонникам серии — не очень понятно. Сейчас можно не сомневаться только в одном: «Девушка, которая застряла в паутине» станет одной из тех картин, по которым культурологи будущего станут изучать страхи нашего поколения.