Первый сезон сериала, уже ставшего культовым и получившего «Золотой глобус» и «Эмми», удивил зрителей своим бескомпромиссным сюжетом и визуальным совершенством в изображении всех «прелестей» тоталитаризма. Похоже, что второй сезон «Рассказа служанки» стал еще более мрачным и захватывающим — попробуем рассказать, как же так получилось.
Мнения относительно нового сезона практически единогласно сводятся к тому, что сериал стал еще более напряженным, пугающим и жестоким. Достаточно посмотреть первую серию, чтобы в этом убедиться. Она начинается с нагнетания страха у зрителя, который видит, что служанкам — и, конечно, всем полюбившейся главной героине — готовится жестокая смерть. С красотой и даже эстетством съемки контрастирует воплощенный в каждой минуте ужас, на протяжении всего эпизода сменяющийся другими ощущениями, — и вот уже нельзя оторваться от экрана, не просмотрев сезон хотя бы наполовину.
Рассказ Служанки Мягкая обложка ₽
Второй сезон особенно наглядно показывает устройство тоталитарного общества. В качестве гетто выступают «красные центры», чье количество должно только множиться (при открытии нового «красного центра» одна из служанок совершает теракт — неотъемлемая часть бессмысленной борьбы, редкий и жертвенный всполох недовольства). Исполнителей как нельзя удачнее иллюстрирует тетка Лидия — жестокая и фанатичная карательница. Наконец, жертвы режима — самые слабые члены общества, девушки-простолюдинки.
Новый сезон показывает также и то, что стройная тоталитарная система несет в себе потенциал хаоса, где роли могут неожиданно поменяться, и она может подействовать разрушительным образом на, казалось бы, находящихся под протекцией людей. Этот момент российскому зрителю должен быть особенно понятен — из истории страны.
Напомним одну важную параллель. Маргарет Этвуд угнетение женщин интересует не просто как сложная и многогранная тема, на которой можно построить художественную реальность, — писательница сама феминистка и активистка, борющаяся против тоталитаризма и патриархата. Элизабет Мосс, исполнительница роли Джун, тоже продолжает в вымышленном мире свою реальное дело — борьбу за права женщин (правда, не все понимают, каким образом можно быть феминисткой и одновременно состоять в тоталитарной по своему устройству саентологической секте — но это уже вопрос к актрисе, а не к сериалу). Итак, две фигуры, без которых «Рассказ служанки» бы не появился, имеют непосредственное отношение к феминизму. Но как должен относиться к нему зритель?
Отвечаем: как угодно. Невозможно было бы представить, чтобы целевая аудитория столь популярного сериала состояла только из феминисток — напротив, складывается впечатление, что его смотрят и любят люди с совершенно разным мировоззрением (даже патриархальным!). Сама Элизабет Мосс определяла тематику «Рассказа служанки» как «общечеловеческую» — и действительно, сюжетные коллизии, диалоги и действия героев каждый раз уводят нас в новое смысловое поле, расширяя наше восприятие мира до бесконечного числа оттенков.