Инициатор: всероссийский социальный проект по популяризации чтения среди подростков ЮФ
Место: Москва, Парк Горького, форум «Российская креативная неделя» — павильон «Издательское дело и журналистика»
Дата и время: 9 июля 2022, 11:00–22:00
Сайт проекта: young-leader.ru
Трансляция: на сайте проекта, а также — на официальном сайте «Российской креативной недели и в официальной группе Форума ВКонтакте.
Молодежную литературу в стране ждут большие перспективы — и ей как никогда необходима поддержка бизнеса. 9 июля 2022 в Парке Горького соберутся эксперты креативных индустрий и создатели контента со всей России. В программе:
● косплей-конкурс «ШоуЮФ»
● встречи с инфлюенсерами и питчинги с представителями крупнейших медиакомпаний
● вручение первой национальной премии для авторов литературы Young Adult — премии ЮФ
Для справки
Еще в 1802 году британская писательница Сара Триммер выделила в массиве детской литературы отдельную категорию — «книги для молодого читателя» (books for young persons) в возрасте от 14 до 21 года. Однако о Young Adult (дословно с англ.: «молодой взрослый») как о самостоятельном жанре, нацеленном на читателя-подростка, заговорили только в 1960-е годы. Именно тогда вышел роман американской писательницы Сьюзан Хинтон «Изгои», который та написала, сама будучи подростком, — во время учебы в старших классах. В своих книгах Хинтон впервые сформулировала триаду принципов жанра:
● книги раскрывают серьезные, важные для подростков проблемы
● фантазия без границ: истории разворачиваются в любимых подростками сеттингах (что роднит их с фанатской литературой), реальное причудливо смешивается с вымышленным
● в книгах нет опостылевших нравоучений, советов и назиданий — герои учатся на своих ошибках
Сегодня Young Adult — один из самых популярных литературных жанров в мире. Молодые писатели получают свои номинации на крупные литературные премии мира (пример — Национальная книжная премия США), экранизации, права на издание в десятках стран мира.
Всемирно известные авторы Young Adult: Джоан Роулинг, Ли Бардуго, Джей Кристофф, Кассандра Клэр, Стефани Майер, Эрин Уатт, Нед Виззини, Джон Грин, Холли Блэк, Сьюзен Коллинз.
Популярные российские авторы: Медина Мирай, Лия Арден, Эли Фрей, Ася Лавринович, Лия Стеффи, Федор Нечитайло.
Проблема и решение
Молодой контент — книги, комиксы, графические романы, фанфики, раскрывающие проблемы подростков. Это и самый быстроразвивающийся, и, парадоксальным образом, самый недооцененный сегмент книгоиздания в стране. По данным Всероссийского книжного рейтинга за первое полугодие 2022 года, в топ-50 лучших книг 2022-го в основных каналах дистрибуции вошло 21 издание для молодой аудитории, однако только 4 из 21 принадлежат отечественным авторам.
При этом:
● в день на сайт русскоязычных фанфиков приходит 2 160 000 посетителей
● на ЛитРес.Самиздат зарегистрировано 300+ российских авторов молодежной литературы
● подростки — стабильно растущая читающая аудитория страны: по данным исследовательского агентства Ipsos (Российский индекс целевых групп), активность аудитории в возрасте 16-19 лет с 2019 по 2021 гг. выросла с 54% до 65%
● средний тираж бестселлера Young Adult выше среднего тиража звездных авторов большой прозы
● годовая выручка издательств от продажи литературы Young Adult, манги и фэнтези, по данным Всероссийского книжного рейтинга за 2021 год, превысила 260 000 000 рублей
Из своевременной коллаборации бизнеса и талантливых молодых креаторов выросли зарубежные медиагиганты — Marvel, DC, Pixar, Disney. У российского рынка молодежного контента есть большой культурный и экономический потенциал,однако пока он не замечен игроками отечественного бизнеса.
Задача Дня молодого контента: объединить лидеров молодежной литературы — «новых взрослых» — на одной площадке с представителями креативных индустрий и представить лучших авторов ниши Young Adult в рамках первой национальной премии «ЮФ. Лидеры молодого контента».
Форматы и спикеры
День молодого контента пройдет в рамках Российской креативной недели. На площадках в Парке Горького соберутся 200+ авторов, 20+ экспертов креативной индустрии и лидеры молодого контента до 35 лет.
Программа дня — 9 июля 2022, с 11:00 до 22:00:
● косплей-конкурс «ШоуЮФ»
● лекторий
● питчинг сценарных заявок перед экспертами кино, онлайн-сервисов и онлайн-кинотеатров
● питчинг иллюстраций перед экспертами анимационных студий, издательств и гейм-индустрии
● премия ЮФ
Косплей-конкурс «ШоуЮФ»
Конкурс на лучший косплей героя литературы и российской культуры. Кто завоюет Гран-при? Решит экспертное жюри — опытные косплееры и лидеры индустрии.
Призовой фонд — 150 000 рублей, а также подарки от партнеров.
Лекторий
Трендвотчинг. Дискуссии о возможностях креаторов будущего. Лекции о мотивации и целесообразности литературных курсов, способах издаваться и продвигать свои проекты. Все это — целый день на площадках Лектория. А еще — офлайн-общение с любимыми авторами, прокачка навыков и презентация идей экспертам.
Питчинг сценарных заявок перед экспертами кино, онлайн-сервисов и онлайн-кинотеатров
10 писателей в жанре Young Adult презентуют свои литературные идеи. Эксперты креативных индустрий выберут 5 лучших из них и определят победителя в номинации премии «ЮФ. Лучший молодежный роман для экранизации».
Питчинг иллюстраций перед экспертами анимационных студий, издательств и гейм-индустрии
5 художников-иллюстраторов в жанре Young Adult и художников комиксов представят свой визуальный креатив. Эксперты выберут победителя в номинации премии «ЮФ. Лучшая идея иллюстраторов и художников комиксов для книги и креативного продукта».
Премия ЮФ
Инновационное литературное событие — вручение первой национальной премии для авторов Young Adult. Лучшие авторы и книги «новых взрослых» определяются по коммерческим показателям за 2021 год:
● количество проданных экземпляров в бумаге (по данным сети книжных магазинов «Читай-город», маркетплейса Ozon)
● количество онлайн-прочтений на электронных платформах (по данным группы компаний «ЛитРес»)
● уровень медийности (по данным аналитики ВКонтакте и системы мониторинга и анализа СМИ и соцсетей в режиме онлайн «Медиалогия»)
Главный приз — Гран-при — достанется лучшему автору в самом конкурентном жанре Young Adult.
Призовой фонд оцифрован в сертификаты партнеров на развитие и масштабирование деятельности автора. Генеральный партнер премии «ЮФ «Лидеры молодого контента» — Ozon.
Номинации премии «ЮФ. Лидеры молодого контента»
● лучшая книга, автор: фэнтези
● лучшая книга, автор: фантастика
● лучшая книга, автор и иллюстратор: графический роман / комикс
● лучшая книга, автор: сентиментальная проза
● лучшая книга, автор: триллер, детектив, мистика
● лучшая книга, художник: иллюстратор книги (обложка)
● звезда молодежной литературы самиздата, молодого контента (электронный формат)
● Гран-при
Специальные номинации премии ЮФ
● спецприз конкурса для писателей в сообществе «ВКонтакте с авторами» — программы поддержки талантливых авторов ВКонтакте
● лучший молодежный роман для экранизации по результатам питчинга
● лучшая идея иллюстраторов и художников комиксов для книги и креативного продукта по результатам питчинга
Эксперты и жюри
Среди экспертов события и в составе жюри премии: руководители издательств, комикс-, кино- и анимационных студий, специалисты стриминговых платформ и гейм-индустрии, писатели, художники, блогеры, сценаристы и режиссеры, в том числе Костас Марсан, Антон Городецкий, Евгений Капьёв, Юлиана Слащёва, Борис Макаренков, Василий Скобелев, Нина Добрынченко-Матусевич, Сергей Швыдкой, Александр Кунин, Сергей Тишков, Арина Кузнецова, Полина Воронина, Мария Савиных, Екатерина Чурахина и многие другие. Партнером Лектория выступает Киностудия им. М. Горького и Школа кино и медиа.
Организаторы
День молодого контента организован всероссийским социальным проектом по популяризации чтения среди подростков ЮФ и издательской группой «Эксмо-АСТ». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Партнеры
● ФГБУ «Роскультцентр»
● Российская социальная сеть ВКонтакте
● Объединенная розничная сеть «Читай-город — Буквоед»
● Группа компаний «ЛитРес»
● Киностудия им. М. Горького
● Генеральный партнер премии «ЮФ. Лидеры молодого контента» — Ozon
Топ-10 книг Young Adult: рейтинг продаж с января 2021 по май 2022 — издательство «Эксмо»
1. Лия Арден, «Мара и Морок» (Россия) — 91 375 экз.
2. Холли Блэк, «Воздушный народ. Жестокий принц (#1)» (США) — 77 428 экз.
3. Лия Арден, «Мара и Морок. Особенная Тень» (Россия) — 68 039 экз.
4. Лия Арден, «Мара и Морок. 500 лет назад» (Россия) — 63 925 экз.
5. Тилли Коул, «Тысяча поцелуев, которые невозможно забыть» (Великобритания) — 55 778 экз.
6. Холли Блэк, «Воздушный народ. Злой король (#2)» (США) — 50 917 экз.
7. Элис Сиболд, «Милые кости» (США) — 50 560 экз.
8. Холли Блэк, «Воздушный народ. Королева ничего (#3)» (США) — 45 939 экз.
9. Трейси Вульф, «Жажда (#1)» (США) — 44 649 экз.
10. Мона Кастен, «Спаси меня. Книга 1» (Германия) — 39 739 экз.