Подбор подарка

Два гения: Григорий Козинцев об Уильяме Шекспире

Цитаты классика отечественного кинематографа об одном из самых знаменитых драматургов на планете

22 марта, 2017

Григорий Козинцев (1905 — 1973) — режиссер-эксцентрик, экспериментатор, «фэксовец». Свою карьеру он начал как театральный «хулиган», ломая каноны старой режиссуры. С не меньшим энтузиазмом он работал в кино, выпустив вместе с Леонидом Траубергом ряд экспериментальных фильмов.

Со временем стиль Козинцева менялся: все больше внимания мэтр уделял психологизму, все меньше — эпатажу. Вместе с Траубергом он снял легендарную трилогию о Максиме, а после распада дуэта режиссер обратился к творчеству Шекспира. Глубокий и тонкий исследователь, он не только создал прекрасные фильмы по пьесам драматурга, но и написал книгу «Наш современник Вильям Шекспир», в которой изложил свой взгляд на творчество автора.

Мы выбрали 10 цитат из этой книги, подчеркивающих, насколько глубоко режиссеру удалось понять трагедии Шекспира.

 

Наука изучила множество фактов, относящихся к труду Шекспира. За последние годы ученым удалось восстановить даже в деталях театральные здания эпохи, выправить тексты, понять актерскую технику. Результаты оказались важными. Уже достаточно было написано о всеобъемлющем гении и бессмертии его творчества. Пришло время увидеть не божьего избранника, а труженика.

Часто писалось о причудливой обстановке представлений: клубах табачного дыма, разносчиках с едой и напитками, игре в карты. Возможно, все это так и было. Но еще более вероятно, что, когда Яго рассказывал Отелло о неверности Дездемоны или Гамлет говорил с Офелией, в карты не играли и прекращали закусывать. Пьесы Шекспира написаны не для вялой, малозаинтересованной аудитории.

Вряд ли стоит считать этих зрителей грубыми и невосприимчивыми. Из среды лондонских подмастерьев вышел и Кристофер Марло, а столетием раньше буйство французских школяров заканчивалось не только поножовщиной, но и стихами Франсуа Вийона.

Шекспир нередко говорил то, о чем думали его зрители. Он чувствовал жизненные изменения так же, как это ощущали многие из его современников; только они не могли назвать словами свою тревогу и гнев, а Шекспир смог. Он был поэтом копеечных зрителей, и его творчество возникало не в кружковых спорах, но в неустанном, не знающем отдыха труде народного драматурга и народного актера.

Причина отсутствия декораций в театре Шекспира заключалась вовсе не в бедности или убогой фантазии. Современников восхищала роскошь театральных нарядов, а постановки «масок» (придворных зрелищ) были достаточно изобретательны. Труппа Бербеджа не скупилась на костюмы и знала постановочные приемы. Дело было не в скудности сценического оборудования, а в совершенстве поэзии. Будущее показало, что технические новшества и увеличение затрат мало помогали Шекспиру.

Тауэр в шекспировской поэзии являлся не только местом действия, но и сам действовал. Это был эпический образ, способный меняться, возникать в новых связях и качествах. Когда Глостер бросил в темницу детей, королева Елизавета обращалась не к придворным и не к тюремщикам, она упрашивала крепость, как можно молить человека...

Шекспир уже давно стал любимым кинематографическим автором. По подсчету мировых синематек «Гамлета» снимали более тридцати раз; «Макбета» — восемнадцать; «Ромео и Джульетту» — тридцать пять; «Отелло» — двадцать три. Речь идет о разных картинах; здесь и сцены из театральных спектаклей, и ленты «великого немого», и современные звуковые фильмы.

По-разному можно ставить Шекспира в кино. Но думаю, что Шекспир и натурализм несовместимы не только на сцене, но и на экране. Поиски меры условности и меры натуральности — продолжаются в современном искусстве. Для японского искусства органическая связь этих мер близка к шекспировской.

Уже с прошлого века драматурги полюбили подробно излагать все относящееся к месту действия, обстановке. По сравнению с их долгими описаниями, ремарки Шекспира поражают краткостью; иногда только одно слово, иногда два однообразно повторяются в большинстве его пьес: улица, тронный зал, равнина, двор замка...

Произведения Шекспира продолжали работу поколений. Века взрыхляли литературную почву: сказки, предания, старинные хроники, пьесы безымянных сочинителей — все это заготовило для Шекспира остовы фабул, контуры характеров. И, что было главным, донесло до него традицию народного искусства. Именно эта традиция — творчество народа, выразившее себя в обобщениях мифов и сказок — вновь, уже с другим смыслом и иной силой, дала себя знать в трагедиях.

Стараясь понять жизнь, Шекспир отыскивал корни явлений, уходящие далеко вглубь, сталкивал предание и реальность, древний уклад и современную страсть.

В смешении эпох и стран он находил возможность сравнения, подчеркивания, обобщения.


Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76122  книги
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76122  книги

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Кино по классике: «Гамлет» Григория Козинцева

Кино по классике: «Гамлет» Григория Козинцева

Легендарный фильм режиссера-шекспироведа

10 цитат из пьесы «Отелло» Уильяма Шекспира

10 цитат из пьесы «Отелло» Уильяма Шекспира

Двусмысленны и шатки изреченья. Словесность не приносит облегченья

Откуда Шекспир брал сюжеты для своих пьес?

Откуда Шекспир брал сюжеты для своих пьес?

Первоисточники произведений великого драматурга

Музы художников Возрождения

Музы художников Возрождения

Рассказываем о судьбах женщин, изображенных на знаменитых полотнах

Русская Венеция: интервью с искусствоведом Екатериной Колосовой

Русская Венеция: интервью с искусствоведом Екатериной Колосовой

О причудах великих людей и итальянском городе на воде

Что хотел сказать автор: секреты трех знаменитых картин

Что хотел сказать автор: секреты трех знаменитых картин

Рассказываем о работах Яна ван Эйка, Леонардо да Винчи и Питера Брейгеля-старшего

Все получится, или Чему могут научить хобби-книги

Все получится, или Чему могут научить хобби-книги

Разбираемся, реально ли начать петь, рисовать или играть на укулеле благодаря бумажным изданиям

«Светить — и никаких гвоздей!»: жизнь и творчество Владимира Маяковского

«Светить — и никаких гвоздей!»: жизнь и творчество Владимира Маяковского

Лучшие статьи о поэте в одном материале