На счету популярного российского писателя Олега Роя — десятки романов для детей и взрослых, сценарии для кинофильмов, продюсерские работы. Его книги неизменно завоевывают читательскую любовь и откликаются в сердцах самых обычных людей. И это не удивительно, ведь у Роя получается проникать в самые недра человеческой души. Его истории отличаются глубоким психологизмом, пронзительными и трогательными сюжетами, а кроме того — самыми неожиданными поворотами и непредсказуемыми развязками. Мы поговорили с Олегом Роем о его новом романе «Натурщица» — о мечтательнице Симе и влюбленном художнике, а также о ближайших творческих планах.
-16% Натурщица Твердый переплет 685 ₽ 819 ₽ -16% Добавить в корзину
Так повелось, что проза отчего-то делится на мужскую и женскую. Ваша — какая? На кого она рассчитана? Каким вы видите своего читателя?
Ну, конечно же, моя аудитория — это, прежде всего, женщины. Но это можно объяснить довольно просто: по статистике во всем мире женщины читают больше мужчин, и наша страна — не исключение. И если автора не привлекают одни только чисто мужские жанры, вроде крутого детектива или боевого фэнтези, то основная его читательская аудитория — это женщины. Хотя в последнее время даже на примере своих социальных сетей и встреч с читателями заметил, что мужчины тоже начинают проявлять активность — оставляют отзывы на прочитанные романы, спрашивают совета, какую книгу выбрать для прочтения. И среди моих произведений очень много по-настоящему мужских историй — это и мистическая драма «Сценарий собственных ошибок», и психологические романы — «Мир над пропастью», «Галерея Максим», «Капкан супружеской свободы». Есть даже боевик — «Запасной козырь» и историческая, на мой взгляд, по-настоящему «мужская» вещь, которой я очень горжусь — дилогия «Белый квадрат»... Поэтому мне трудно вот так с ходу нарисовать портрет своего читателя, ведь я пишу для всех возрастных категорий и в совершенно разных жанрах. Соответственно, и мои читатели тоже очень разные. Это дети и взрослые, мужчины и женщины, поклонники экшена и романтики, фантастики и мистики... Но при всей их непохожести есть и то, что их объединяет. Это по-настоящему симпатичные люди, доброжелательно и оптимистично настроенные, которые хотят сделать мир — включая и свой собственный внутренний мир — лучше, светлее и гармоничнее. И, конечно же, все они любят читать.
В новом романе «Натурщица» вы погружаете своего читателя в мир художников. Были ли у вас консультанты в этой сфере? Как удалось добиться достоверности?
Конечно, общался. Я всегда, когда пишу о какой-то профессии, советуюсь со специалистами, расспрашиваю о деталях, обсуждаю подробности. Да и не только о профессии. Если персонаж болеет чем-то сложнее гриппа, надо обязательно проконсультироваться с врачом, если работаешь над детективом — с юристами, и так далее. Когда создаешь книгу для детей, незаменима помощь детских психологов, педагогов. Плюс информация из интернета, конечно. С появлением Всемирной сети писателям стало гораздо проще.
Какая основная мысль «Натурщицы» для вас? Что любовь всё побеждает?
И это тоже, конечно. Только, скорее, не любовь найдет человека, а человек, который действительно ищет любовь, обязательно ее найдет. А существует ли любовь, и какая любовь настоящая, а какая нет, — каждый решает для себя. Ведь это касается именно его собственной жизни, а не «вообще». Помните, как у Горького в пьесе «На дне» Лука отвечает на вопрос, есть ли Бог? «Коли веришь — есть, не веришь — нет. Во что веришь — то и есть». Так и с любовью. Кто в ней не нуждается, не верит в нее, для того она и не существует. А тому, кто хочет любви, я каждой своей книгой, не только «Натурщицей», но и всеми остальными, хочу сказать: «Хочешь — ну так и люби! Не жди чуда, не жди, пока явится суперфея и подарит тебе суперлюбовь. Люби сейчас, дорожи тем, кого любишь, заботься о нем, вдохновляйся этой любовью на творчество, на добрые дела, просто на радость жизни». Даже если эта любовь безответна.
А как вы считаете, Сима права в своих убеждениях? Действительно ли так важно слепо верить в мечту?
Думаю, что эти вопросы не имеют ответа. Каждая личность неоднозначна, каждая черта характера в чем-то помогает, а в чем-то мешает. Таких личностных качеств, которые работали бы только на пользу или только во вред, просто не бывает.
Хорошо ли верить в чудо? Уверен, что да. Хорошо ли верить настолько сильно, как моя героиня? И да, и нет. К мечтательной и наивной Симе можно относиться по-разному: понимать, сочувствовать, поглядывать на нее свысока. Что выбрать — это дело читателя. Можно сколько угодно спорить о ее характере и о том, как живется таким людям. Но с тем, что люди, особенно женщины, похожие на Симу, существуют и в наши дни, думаю, никто спорить не будет.
История, описанная в «Натурщице», похожа на сказку. Как думаете, можно ли ее читать детям? Или она только для взрослых?
Не спорю, «Натурщица» — сентиментальная, немного сказочная и романтическая история — но это все же сказка для взрослых. Несмотря на свою наивность и легкость, в романе поднимаются совсем не детские проблемы — поиск себя, преодоление разочарований прошлого, борьба за женское счастье. Так что это совсем не детская книга и даже не подростковая.
Для кого писать проще — для детей или взрослых? А для кого интересней?
Что касается сложности, то, пожалуй, для меня особой разницы нет. И там, и там необходим тяжелый и напряженный труд. Причем эти вещи могут быть сопоставимы даже по времени работы. Пусть роман — это целый том, а детская история — всего лишь несколько страниц текста, но на создание вселенной тех же Джингликов у меня, в свое время, ушло больше трех лет. Многие мои романы появились на свет быстрее. Что касается интереса, здесь тоже я не стал бы сравнивать: когда я работаю над романом, мне безумно интересно беседовать со своими героями, переживать вместе с ними все испытания и перипетии, жалеть их или, наоборот, вести к счастью тернистым путем через ошибки, боль и разочарования. А работу над детскими историями я обычно называю своим маленьким отпуском — мне нравится веселиться с Бедокуром, заново открывать для себя мир вместе с Дракошей Тошей, Няшей и Яшей, нырять с головой в приключения и на какое-то время становиться беззаботным ребенком.
В чем секрет, на ваш взгляд, успешной детской книги и взрослой?
Наверное, в первую очередь, в искренности. Если ты веришь в то, что ты пишешь, то тебе верят и твои читатели — они находят себя на страницах твоих книг, находят ответы на вопросы, которые их давно волновали, находят утешение или успокоение, нужный совет в нужное время или просто историю, в которую можно погрузиться и отвлечься от повседневных проблем. Мне пишут очень много отзывов, и я всегда замечаю одну вещь: за моих героев очень часто переживают, как за вполне реальных людей, спрашивают, есть ли у них реальные прототипы, интересуются их дальнейшей судьбой — значит, за время чтения герой стал близок людям, они ему поверили, и история запала в душу. Наверное, это и есть самое главное.
Не хотелось превратить «Натурщицу» в цикл романов? Или вы уже всё рассказали о Симе и ее возлюбленном?
Нет, продолжать историю Симы я не планирую — мне она кажется вполне цельной и законченной. Впрочем, кто знает. В свое время я написал роман «Дочки-матери, или Каникулы в Атяшево» и тоже считал ее вполне законченным произведением, но мне так много и часто писали и просили написать продолжение, спрашивали, что же дальше произошло с героями, что было решено написать вторую книгу.
Что вы чувствуете, завершая очередной роман? Грустно прощаться с персонажами, с историей? Или сразу переключаетесь на новые сюжеты?
Никогда не задумывался об этом, наверное потому, что никогда не работаю над каким-то одним романом — всегда в работе находится несколько историй — и взрослых, и детских. В зависимости от настроения, я переключаюсь с одной на другую — с психологии на мистику, с мистики на приключения, с приключений на что-то сентиментальное или же, наоборот, драматическое, и если история подходит к своему логическому завершению, я без сожаления, но с радостью отпускаю ее и ее героев.
Уже знаете, о чем будет следующий роман? Поделитесь планами?
Планов и у меня всегда множество, гораздо меньше, к сожалению, чем времени и возможности воплотить их в жизнь. Недавно я поставил себе цель все-таки реализовать хотя бы кое-что из того, что давно лежит в загашнике и ждет своего часа, и вернулся к работе над фэнтези-сагой «Соратники». Это огромный проект, самый крупный и самый трудный из всех, которые я когда-либо делал, — сложная, объемная, многослойная вселенная, созданная на материале и по мотивам славянских сказок и преданий. Задумано десять романов, очень надеюсь, что первые из них выйдут в свет в этом году или в начале следующего.
По многочисленным просьбам работаю над продолжениями нескольких особенно полюбившихся читателям книг — это, например, вторая часть мистического романа «Старьёвщица» — о таинственной женщине, которая за большие деньги покупает у людей самые дорогие им воспоминания. Скоро выйдет продолжение лирической комедии «Трудности перевода» — о любви русского писателя и американской певицы. Еще одна новинка, которая, надеюсь, появится в книжных магазинах совсем скоро, это роман «Вкус жизни». На создание этой истории меня тоже вдохновили просьбы моих давних читательниц, которые порой выговаривают мне за то, что у меня так мало возрастных героев и героинь — как будто к пятидесяти годам жизнь полностью заканчивается.
Но это далеко не всё, поскольку, как я уже говорил, я работаю в разных жанрах и для разной аудитории. Я не только писатель, но еще и продюсер различных многогранных проектов, в том числе детских анимационных сериалов, работа над которыми никогда не прекращается. Так что, если вернуться к предыдущему вопросу — у меня просто нет времени тосковать по героям, истории которых уже рассказаны, — я уже спешу навстречу новым идеям, историям, романам и проектам.