Встречи с авторами Подбор подарка
05 декабря, 2025

Смотрим, слушаем, узнаем больше: «Город ночных птиц» Чухе Ким

Смотрим, слушаем, узнаем больше: «Город ночных птиц» Чухе Ким

Бывшая прима Наталья Леонова возвращается в город своего триумфа и падения. Замкнутая мать, мягкий Александр, высокомерный Дмитрий — каждый из ее прошлой жизни снова начинает оказывать влияние на нее. Заманчивое предложение вернуться на сцену обещает искупление и новые вершины. Но какая цена у второй попытки, если на кону стоит все?

«Город ночных птиц» — пронзительный психологический роман о силе и хрупкости, любви к профессии и ежедневном преодолении. Это книга о поисках себя в мире больших перемен и тихих внутренних бурь.

Балет — искусство, которое нужно видеть и слышать

За строками «Города ночных птиц», второго романа Чухе Ким, автора «Зверей малой земли» и лауреата премии «Ясная Поляна» 2024 года, изящно скрыты как незабываемые образы, созданные талантливыми хореографами и танцовщиками, так и произведения великих композиторов.

Балет, как, впрочем, и музыка, — искусство, которое лучше один раз самим увидеть и услышать, чем прочитать о нем. Мы посчитали важным немного выйти за формат книги и создали три материала, которые, как мы надеемся, помогут читателям погрузиться в мир Натальи Леоновой, нашей героини. Важно не только прочитать, но также услышать и увидеть эту историю.

Балетный словарик

При содействии Ксении Поповой, декана балетмейстерского факультета ГИТИС, хореографа-консультанта по «Птицам», мы подготовили небольшой список пояснений с иллюстрациями к терминам, которые упоминает Чухе.

Классический танец обладает уникальной терминологией на французском языке, которая формировалась веками и отражает богатую историю развития искусства балета. Каждое движение, каждое па имеет своё точное название и значение.

Цель данного словарика — помочь читателям в понимании некоторых терминов классического танца, которые встречаются на страницах книги.

Жизнь артиста балета представляет собой каждодневный труд, повторение одних и тех же движений в различных комбинациях на протяжении всего профессионального пути. Построение женского балетного класса состоит из упражнений у станка и на середине зала, раздела allegro (прыжки) и отработки пальцевой техники.

В частности, мы обратились к бесподобной книге великой Агриппины Вагановой «Основы классического танца» (впервые издана в 1934 году). Рекомендуем это издание всем, кто интересуется искусством балета. Из этой же книги взяты иллюстрации.

Последовательность движений у станка и на середине зала одинакова: plié, battement tendu, battement tendu jeté, rond de jambe par terre, battement fondu, battement frappé, rond de jambe en l’air, petit battement, battement développé, grand battement jeté.

В дополнительном небольшом видеоролике продемонстрировано исполнение основных движений в чистом виде для наглядного понимания терминов.

Plié (от гл. plier — сгибать) — приседание на двух ногах в любой из пяти существующих позиций классического танца (или приседание на одной ноге в какой-либо позе). Различают demi-plié (полуприседание) и grand-plié (глубокое приседание).

Battement tendu (от сущ. battement — биение, взмах (крыла) и гл. tendre — тянуть, вытягивать) — вытягивание ноги из I или V позиции по направлению вперед/в сторону/назад c сохранением вытянутой стопы на полу.

Battement frappé (от сущ. battement — биение, взмах (крыла) и от гл. frapper — ударять) — движение с ударом работающей ноги по опорной ноге.

Rond de jambe en l’air (в пер. с фр. — круг ногой в воздухе) — движение, в котором работающая нога открыта в сторону на II позицию на 45° и при сохранении неподвижности верхней части ноги нижняя часть от колена описывает овал в воздухе (на картинке — справа).

Grand battement jeté (от прил. grand — большой, от сущ. battement — биение, взмах (крыла) и от гл. jeter — бросать) — бросок вытянутой ноги из I или V позиции выше 90°по направлению вперед/в сторону/назад.

Pirouette (в пер. с фр. — вращение) — поворот тела вокруг собственной оси на одной ноге.

Fouetté (от гл. fouetter — хлестать, подгонять) — виртуозное вращение на одной ноге на месте, во время которого рабочая нога делает замах до икры и возвращается в открытие в сторону на II позицию на 45°.

Sauté (от гл. sauter — прыгать) — прыжок на двух ногах по какой-либо позиции классического танца.

Changements (от сущ. changement — смена, перемена) — прыжки в воздухе из V позиции в V c переменой ног в воздухе.

Grand jeté (от прил. grand — большой и гл. jeter — бросать) — большой прыжок с одной ноги на другую с выбросом ноги вперёд или назад.

Relevé (от гл. relever — поднимать, приподнимать) — подъем на полупальцы или пальцы по какой-либо позиции классического танца или на одной ноге в какой-либо позе.

Pique arabesque (от гл. piquer — колоть) — движение при котором опорная нога «уколом» встает на полупалец или палец, а рабочая нога поднимается от пола на заданную высоту в позу классического танца — arabesque.

Chaînés (от сущ. chaîne — цепь, цепочка) — серия быстрых полуповоротов на 180°, исполняемых на полупальцах или пальцах, при помощи переступания с одной ноги на другую.

Bourrées (от гл. bourrer — перебирать) — мелкие танцевальные шаги-переступания с ноги на ногу (могут исполняться с переменой и без перемены ног) на полупальцах или пальцах. Существуют различные виды bourrées — pas de bourrée simple, pas de bourrée dessus-dessus, pas de bourrée suivi.

Arabesque (от сущ. arabesque — тонкая линия) — одна из основных поз классического танца с отведением вытянутой работающей ноги назад на battement tendu или с подъёмом на заданную высоту и определенным положением рук. Согласно системе А.Я. Вагановой определены четыре основные вида позы arabesque.

Attitude (от сущ. attitude — поза, положение) — поза croisée или effacée на одной ноге с рабочей ногой поднятой назад на заданную высоту и присогнутой в колене.

Port de bras (от гл. porter — носить и сущ. bras — рука) — система движений рук в классическом танце. Существует шесть форм port de bras.

Официальный видеоплейлист

Чухе сделала подборку своих любимых отрывков из упоминаемых в книге балетов и дала краткий комментарий по каждому видео.

  1. Александр Годунов в «Кармен». Не могу смотреть это видео без слез.
  2. Наталья Осипова в роли Второй тени.
  3. Полина Семионова.
  4. Кимин Ким и Виктория Терешкина.
  5. Николай Цискаридзе в «Кармен».
  6. «Жизель», второе действие.
  7. Анхель Корейя — единственный танцовщик, которого (по легендам) зрители Мариинского театра чествовали по имени.
  8. Херман Корнехо в «Баядерке». Снова плачу. От его double cabriole derriére весь зал разом вздохнул. Как и я сама.
  9. Снова Николай Цискаридзе в роли Меркуцио.
  10. Кимин Ким, вариация Али в «Корсаре». Чистый Мариинский стиль.
  11. Александр Годунов репетирует «Дон Кихота». Взрывной стиль Большого театра.
  12. Сильви Гиллем в «Раймонде».
  13. Оксана Скорик, танец с шарфами Никии.
  14. Анхель Корейя и Виктория Терешкина в «Лебедином озере» Мариинского театра.
  15. Появление Ротбарта, подражающего движениям принца Зигфрида.
  16. Мария Александрова в роли Гамзатти. Королева!
  17. Осиэль Гунео, вариация Актеона. Чистейший кубинский пыл.
  18. Полный видеоплейлист можно посмотреть здесь.

Официальный аудиоплейлист

Кирилл Батыгин, переводчик «Зверей малой земли» и «Города ночных птиц», собрал все упоминаемые Чухе музыкальные отрывки, дополнив их на свой вкус несколькими атмосферными композициями на тему поиска себя в большом городе.

AppleMusic
YouTube

Приятного путешествия всем читателям в мир классического танца!

Учебник, на который ссылаются в статье.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 84636 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 84636 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации