Его герои давно полюбились читателям, а количество написанных романов уверенно приближается к сотне. Но все-таки Антон Чиж уверен: будущего у литературы в нынешней эпохе всеобщей цифровизации нет. Писательница Евгения Кретова в рамках проекта #Неформальный разговор пообщалась с коллегой, чтобы выяснить, как сегодня добиться популярности, почему соцсети стали важнее книг и есть ли шанс у молодых авторов остросюжетного жанра занять свое место под солнцем в наше непростое время.
Как сильно ваша жизнь изменилась за нынешний год?
Поумнел настолько, что мысли уже не влезают в голову. Приходится сливать их в Колодец Забвения.
Вы ощущаете общую тревожность читателей, ситуация влияет на их желание читать и выбор жанров?
Тревожность? Нет, не слышали... Мне кажется, на чтении больше сказывается влияние социальных сетей, нежели текущая ситуация в мире. Вот, например, моя жена не расстается с WhatsApp, а дочь сделала себе подарок мечты — смартфон. Из бумаги, конечно. Потому что папа близко не подпускает к гаджетам и, зверюга, заставляет читать бумажные книги. Суровый век, суровые нравы. А что поделать?
Машина страха Твердый переплет
Сегодняшний читатель сильно изменился, если брать последние 10-20 лет? Ловите себя на мысли, что пишете для него иначе?
Читателей книг становится все меньше. Наверное, в силу того, что сейчас появляется все больше других сфер интересов, развлечений, платформ развития, а также забот и проблем... Читателей книг действительно становится меньше, и уже ничего с этим не сделаешь, остается только наблюдать. Один мой приятель предпочитает при этом включить «Полет валькирий». А мне и так неплохо.
Вы пишете серии про одних и тех же героев. Не возникает желание, как у Артура Конан Дойла, «убить насовсем» Родиона Ванзарова, например, или Агату? Вы не стали заложником своих героев?
Ванзаров уже как-то умирал. И теперь он мертв. Мертв дважды. Агате с Пушкиным нужно к этому приготовиться.
Выгодный риск Твердый переплет
Почему в качестве времени действия своих детективов вы выбрали конец XIX — начало XX века? Что оказалось самым сложным в создании атмосферы того времени?
Выбирать не приходилось: в российском быту ничего не поменялось. Если не обращать внимания на мелкие неудобства цивилизации в виде телефонов и интернета. А человек остался прежним. По-прежнему хочет крови и зрелищ.
Ваш проект «Трое в карантине» — эксперимент в работе «онлайн», когда текст, не успев отлежаться, попадает в руки читателей. Как впечатление? В чем преимущества и недостатки такого формата? Будете продолжать?
Впечатлений было много. При воспоминании о некоторых до сих пор глаз подергивается... Но, что любопытно, давно не получал столько негатива от читателей на ЛитРес. На самом деле это было даже интересно.
Бой бабочек Твердый переплет
Вы, кстати, рекомендуете молодых авторов. Как думаете, скоро у нас засияют новые имена в жанре остросюжетной прозы?
Все просто: отправить литературных критиков в Антарктиду в шортах, гавайке и шлепанцах. А на их место высадить рассаду новых критиков, которая будет взращивать жанровую литературу, а не затаптывать ее, голубушку. Сажайте — и вырастет.
Что нужно сегодня для популярности?
Миллион подписчиков, много мата и татуировки на лице.
В чем будущее отечественной литературы? Как думаете, что ждет сегодня читатель?
Будущее литературы видится мне отнюдь не радостным. Увы, литература для дальнейших поколений может стать просто макулатурой... Уверен: в макулатуре будем все мы, нынешние. Без исключения. И не надо иллюзий.
Рулетка судьбы Твердый переплет
Сегодня многие авторы мечтают об экранизации, а кинокомпании ищут сюжеты. Но при этом «встреча» все никак не состоится. Проблемы коммуникации? Нет так называемых профессиональных лифтов? Может, авторы не умеют презентовать свои идеи? Или кинокомпании скорее кокетничают, что им нужны сюжеты и авторы?
Знаю только одну настоящую российскую кинокомпанию: Женя Бэдкомедиан. Свои шедевры он делает за свой счет и показывает бесплатно на YouTube. Возможно, поэтому его работы — настоящее кино, собирающее миллионы зрителей. И меня в том числе. Прочим деятелям российского кино неплохо бы предложить путевки туда же, куда и литературным критикам. Им будет о чем поспорить среди торосов...
После успешной экранизации, ряда бестселлеров и удачных проектов о чем еще сегодня мечтаете?
Мечтать вредно. Надо верить. И работать. Все будет хорошо: мы все умрем!