27 марта, 2020

Порочное искусство, или Каторга в цветах

Автор детективов Антон Чиж рассказывает о жизни актрис частных театров прошлых веков
Порочное искусство, или Каторга в цветах

27 марта Международный день театра впервые будет отмечаться без публики и с закрытыми залами. Но обстановка в мире не помешает нам приоткрыть завесу тайны над историей русского сценического искусства, которая сегодня так старательно забыта.

Всем известны имена великих русских драматических актрис: Марии Ермоловой, Веры Комиссаржевской, Марии Савиной, однако мало кто помнит, что рядом с этими звездами первой величины на театральных подмостках пело и плясало внушительное количество комедианток, о которых теперь почти ничего не известно. Речь идет о примах частных театров. Судьбы их невозможно назвать легкими, а служение искусству и вовсе было довольно специфическим. Однако для начала надо понять, что же представлял собой частный театр в обеих столицах Российской империи.

Мой путь к «старухам» Малого театра. Дневники. Беседы Мой путь к «старухам» Малого театра. Дневники. Беседы Полякова Л.П. Твердый переплет2689 ₽ В корзину В корзину

Каскадное искусство

Вообразим себе предприимчивого господина, антрепренера, у которого есть, скажем, двадцать тысяч рублей. Открывать лавку не хочется, его тянет к искусству и большому барышу. Он снимает приличное помещение, причем обязательно с садом, заводит буфет и набирает актерскую труппу. Вот и весь образ частного театра в двух словах. Стоит отметить, что на сцене не будет драматического действа в привычном виде. Ближе всего представление дорогого увеселения к тому, что в современном шоу-бизнесе называется «сборная солянка»: концерт, где участие принимают несколько разноплановых певцов.

В программу одного вечера могли попасть цыганский хор, румынский оркестр, трио флейтисток, звукоимитатор или, говоря современным языком, пародист, гимнасты, фокусники, танцы, сольное пение, комические куплеты, сборная пожарной команды, чтецы стихов и много, много других номеров, лишь отчасти связанных с высоким искусством. Эдакая ядреная смесь цирка, эстрады и театра. Иногда давали короткие пьесы, в основном комические — зрителю требовались развлечения, а не рефлексия. Подобный винегрет носил название каскадный жанр, или кафешантан — определение это пришло в Россию из далекого Парижа, где танцовщицы «Мулен Руж» утраивали знаменитый «каскад»: в финале общего номера поочередно падали на шпагат на авансцене. Творчество отечественных див же назвать легким никак было нельзя. Своеобразная каторга в цветах, а зачастую — просто каторга. Впрочем, довольно доходная.

Искусство и буфет

Надо сказать, что актрисы частных театров делились на две неравные категории: единицы — дивы, на которых шла публика, их имена печатались крупными буквами на афишах, и все прочие — эдакие мелкие звездочки, этуали, на которых антрепренеры зарабатывали не хуже, чем на нефтяных вышках. Представим, как это выглядело.

...Очередная мадемуазель с хорошеньким личиком выпорхнула на сцену, исполнила французскую песенку, чаще всего — двусмысленного содержания. Наверное, она может быть свободна? Не тут-то было. Этуаль спускается... в зрительный зал. Частный театр в Петербурге имел столики не только в зале. Места для гостей располагались и в саду, который тоже принадлежал театру (они так и назывались: Театр и сад «Неметти», Театр и сад «Аркадия»). Итак, барышня входит в зал. Зритель, разгоряченный вином, приглашает ее за свой столик, а та не имеет права отказаться, ее контракт включает и общение со зрителем, ведь главная задача актрисы не петь песенки, а пополнять кассу владельца, обеспечивать непрерывный поток заказов на шампанское, вино и закуски в буфете. Да, основной заработок предприимчивого хозяина подобного места складывался отнюдь не из проданных билетов, а из оплаченных алкоголя и еды, и цены в меню были ярким тому подтверждением. Только представьте: обычный бутерброд с колбасой стоил в Петербурге 10 копеек, а та же закуска в частном театре — 1.20! Актриса же должна была сидеть за столиком столько, сколько захочет зритель. Вернее — пока у него не кончатся деньги. Частный театр работал, что называется, до последнего посетителя и его рубля.

Театр эпохи Шекспира Театр эпохи Шекспира Твердый переплет269 ₽ В корзину В корзину

В первый год контракта наивная нимфетка, мечтавшая о театральном искусстве, не получала с проданных бутылок ни-че-го! Голый оклад. Но если ее голосок и манера пения нравились, то в следующем сезоне владелец театра начинал делиться с ней прибылью от проданного шампанского. И только редкие счастливицы были избавлены от каббалы буфета. Чем же зарабатывали этуаль на концертные платья?

О чем не принято говорить

Представим себе купчика или чиновника, который, забывшись, прокутил с актрисой уже рублей двадцать пять, а то и пятьдесят. Юное создание сидит у него на коленях, улыбается, она такая милая и доступная. Чего хочется господину? Ну, разумеется, продолжения вечера в интимной обстановке. Выбор, однако, всегда оставался за актрисой. С одной стороны, возможность неплохого заработка, с другой — вопрос чести и личного достоинства. Впрочем, поддавшись раз на заманчивое предложение, остановиться уже не было никакой возможности. Легкие деньги, неумеренные траты и... соответствующая репутация.

Любой зажиточный человек тех лет знал, что в частном театре можно не только приятно провести время, но и продолжить веселье «в номерах». Более того, нередко возникали на просторах обеих столиц и настоящие публичные дома, которые лишь прикрывались звучным названием «театр». Там актрисам вменено было в обязанность выполнять все желания зрителей.

Неужели это правда?

Не верите? Вот что писали в газетах:

«Белыми невольницами у нас с некоторых пор принято называть певичек, хористок и всякий женский персонал наших зимних и летних садов и приютов утех и увеселений. И название это к ним прекрасно подходит. Потому, что как же по-другому назвать певичку „шансонетку“, как ее еще иначе величают, которая по контракту с содержателем увеселения обязана не только петь на эстраде, но и увеличивать торговлю буфета, оставаясь до четырех-пяти часов утра в саду или в зале театра».

Куда все делось?

Мы так привыкли к системе советского репертуарного театра, что и представить не можем, на что ходили в частный театр наши пра-пра-дедушки. И как они там развлекались. Новая власть, большевики, не тронули ни один императорский театр, все они существуют по сей день, более того, занимают те же самые помещения, что и сто лет назад. Что же касается частных увеселительных заведений, то от них практически ничего не осталось ни в Москве, ни в Петербурге, все были уничтожены.

От тысяч актрис частных театров в истории не осталось и следа. Они сгинули с ветром времен. Лишь редкие безымянные фотографии этуалей, отпечатанные в старинных журналах. Если вам захочется заглянуть в жизнь актрис частных театров, поподробнее узнать о повседневном быте звезд кафешантана, прочтите мой роман «Бой бабочек». И вы узнаете много того, о чем даже не догадывались.

С праздником театра всем вирусам назло!

Автор: Антон Чиж

Книги по теме
Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 39145  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 39145  книг

Читайте также

100 лучших пьес XX века Познавательно
100 лучших пьес XX века
Чехов, Брехт, Стриндберг и другие авторы, чьи драмы стали классикой
Писатели и актрисы: 6 историй любви и дружбы Познавательно
Писатели и актрисы: 6 историй любви и дружбы
Ревность, любовь, сцена и литература
Самые странные экранизации «Ромео и Джульетты» Познавательно
Самые странные экранизации «Ромео и Джульетты»
Как видят классический сюжет современные кинорежиссеры
Откуда Шекспир брал сюжеты для своих пьес? Познавательно
Откуда Шекспир брал сюжеты для своих пьес?
Первоисточники произведений великого драматурга
Пять пьес, которые изменили мир Познавательно
Пять пьес, которые изменили мир
В пылу момента: чему может научить книга о пожарных Жизненно
В пылу момента: чему может научить книга о пожарных
Как принять важное решение, когда на размышления нет времени
5 страхов знаменитых интровертов Жизненно
5 страхов знаменитых интровертов
И способы борьбы с ними от автора книги «Извините, я опоздала» Джессики Пан
Октоберфест дома: от истории пива к собственной пивоварне Жизненно
Октоберфест дома: от истории пива к собственной пивоварне
Закройте материал, если вы приверженец ЗОЖ