Анна Быкова — профессиональный психолог, автор популярной серии «Ленивая мама». Ее работы помогли сотням семей наладить диалог со своими детьми и разрешить сложные конфликты.
1 сентября — это не только день знаний, но и день стресса как для юных учеников, так и для их родителей. Как подготовить детей к школе, избежать травли и буллинга? На эти и другие не менее важные вопросы отвечает Анна Быкова специально для портала eksmo.ru.
Школьники "ленивой мамы" Электронная книга 419 ₽ На Литрес
Скоро начало школьных занятий. Традиционный вопрос: как подготовиться к школе? И родителям, и детям.
Очевидный пункт подготовки: купить всё необходимое и приблизить режим дня к школьному, чтобы ранний подъем к первому уроку не был для организма стрессом.
Менее очевидный: подготовить к школьным нагрузкам память, внимание и мышление.
Есть притча о дровосеке, который с усилием пилит дерево тупой пилой и на совет поточить ее отвечает: «Некогда точить. Пилить надо». Эта притча вполне подходит к обучению в традиционной школе. Там тоже «точить некогда», потому что объем знаний, которые нужно усвоить, большой, а времени на то, чтобы совершенствовать мыслительные процессы, нет. Лучше усваивают новые знания те, у кого развиты память, внимание, мышление. Поэтому логично, что для успешного обучения необходимо их развивать. Играть с ребенком в игры на внимание, развивать наблюдательность. Придумывать игры, подобные этим: запомнить расположение предметов в комнате, описать человека, найти семь отличий... Полезно пройти курсы скорочтения и каллиграфии. Это будет экономить усилия и время, потраченные на выполнение заданий. Также хорошо бы познакомить ребенка с мнемотехникой. Мнемотехника — это совокупность различных приемов, облегчающих запоминание. Тот, кто владеет приемами эффективного запоминания, может выучить стихотворение за 20 минут, а не за несколько часов. И тогда учиться будет не утомительно, а интересно.
Многие любят хвалить советскую систему образования и ругать современную. По вашему мнению, какие плюсы есть в нынешней школе, если сравнивать ее с советской?
Честно говоря, я не вижу принципиальных отличий нынешней школы и советской. Это все та же классно-урочная система с жестким стандартом образования.
Недавно в соцсетях активно обсуждали тему травли в школе. Какие советы вы бы дали родителям, чей ребенок подвергся гонениям со стороны своих сверстников?
Очень сложно давать общие советы. В зависимости от ситуации, возможностей, ресурсов, которыми располагают родители и настроя самого ребенка, стратегии выхода могут сильно различаться. Можно бороться, защищать честь и достоинство, привлекая директора школы, психолога, полицию, комиссию по делам несовершеннолетних, уполномоченного по правам ребенка. А можно уйти в другую школу, прикинув, что это будет самым энергосберегающим вариантом. Главное при выборе стратегии быть на стороне ребенка, учитывать его интересы. Не закрывать глаза на происходящее. Не думать, что как-нибудь само образуется.
А как распознать, что ребенок подвергся травле. Ведь с родителями на эту тему говорят немногие дети?
Обращайте внимание, прежде всего, на эмоциональное состояние ребенка. Он весел, активен, спокоен? Или подавлен, зажат, испуган, избегает разговоров о школе, имеет беспокойный сон? Насторожить может совокупность следующих симптомов:
- Ребенок постоянно выдумывает различные предлоги, позволяющие не идти в школу.
- Настроение преимущественно подавленное, ребенок все больше замыкается в себе либо становится вспыльчив с членами семьи. Без особого повода, как будто просто сбрасывает нервное напряжение.
- Часто «падает», приходит домой с синяками и ссадинами.
- Одежда грязная, порванная или залепленная жвачкой.
- Порче могут быть подвержены и другие личные вещи. Разбитый телефон, мятые тетради, учебники, которые как будто в луже побывали.
- Ребенок часто что-то «теряет». То сменка пропадет, то шапка, то ключи из портфеля. При буллинге дети «развлекаются» тем, что прячут вещи жертвы.
- Не общается с одноклассниками в свободное от уроков время, никого не приглашает на свой День рождения и сам ни к кому не ходит. Внешкольных мероприятий избегает.
Понятно, что по отдельности каждый симптом может присутствовать, но при этом не иметь никакого отношения к буллингу. Ребенок может по рассеянности часто терять вещи. Ребенок может не любить ходить в школу и симулировать недомогание в дни контрольных. Ребенок может задерживаться после уроков и приходить домой в грязной одежде, потому что после уроков активно гулял с одноклассниками во дворе. Но если несколько симптомов складываются воедино, то стоит насторожиться. Свои опасения можно подтвердить или опровергнуть с помощью проективных тестов. В книге я рассказываю, как через рисунок или сочиненную ребенком историю заглянуть в его внутренний мир и понять, что в данный момент беспокоит.
Еще один вопрос, близкий по теме. Травлю со стороны одноклассников еще понять можно. Но бывает так, что травят сами учителя, выделяя одних и унижая других. Что делать в таком случае?
К сожалению, такое бывает. В этом случае лучше менять педагога. С буллингом в классе еще можно справиться, если действовать сообща с педагогом. Но если буллинг инициирован самим педагогом, то будет сложно изменить ситуацию. Причем, если ребенок попал в «нелюбимчики» к учителю, то травля будет такой, что формально никаких претензий предъявить не получится. Не будет явных оскорблений или физического насилия. Будут постоянно заниженные оценки и при этом у педагога всегда найдутся аргументы, почему нельзя поставить отметку выше. Будет очень колкая ирония в адрес ученика, провоцирующая насмешки всего класса, к которой не придраться, потому что: «Ах что вы, я же просто пошутила». Будет десяток самых разных ситуаций, в которых ребенок окажется изгоем, потому что учитель забыла его предупредить, забыла включить в список, не заметила, не посчитала. Причем все это учитель может делать не нарочно, а движимая какими-то бессознательными мотивами. На самом деле забудет. Реально не заметит. И если, например, коллега ее в лоб спросит: «За что ты его так недолюбливаешь?», то никакого внятного ответа не будет. Потому что скорее всего никакой предвзятости за собой учитель не замечает, искренне верит, что ко всем относится одинаково. Очень сложно менять бессознательные установки. Проще сменить учителя.