Есть ли шанс не только придумать, но и воплотить в реальность собственное дело, которое начнет приносить доход? С чего начать строительство компании и как не бояться оказаться на грани полного краха? Предприниматель Максим Спиридонов, создатель одного из крупнейших онлайн-университетов в России — «Нетологии», готов поделиться с начинающими бизнесменами секретами успеха.
Ради этого он и Вячеслав Макович написали подробный гид для тех, кто решил начать зарабатывать уже сейчас, — «Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса». Мы поговорили с Максимом, чтобы выяснить, зачем же предпринимателю своя книга.
Как возникла идея написать книгу о бизнесе? Зачем она была нужна вам?
Все те пособия по построению собственного бизнеса, которые сейчас есть в продаже, зачастую пишутся людьми, по сути не нюхавшими пороха. Проще говоря, если опыт предпринимательства у них и есть, то совсем небольшой. По этой причине содержание подобных книг водянистое и сводится к единственному посылу: «Сожми зубы, крепись и делай», а практических рекомендаций в подобных изданиях не так много. Темы характера, воли действительно имеют большое значение, но вместе с этим очень важно понимать основы управления собственным делом с практической точки зрения.
А к вопросу о том, зачем писать книгу лично мне, — я уверен, постепенно к любому человеку приходит желание делиться наработанным опытом. Мне интересно воспитывать молодежь. И если мой посыл будет воспринят правильно, то вполне сможет помочь ребятам, которые только начинают, сэкономить деньги, время и в целом — ускориться.
Чем может помочь ваша книга начинающему предпринимателю?
Человеку, который хочет заниматься бизнесом, необходимо понимать основополагающие вещи. Как собирается команда, создается стратегия, анализируется рынок. Каким образом предугадывать тренды, для того чтобы их «оседлать» и вовремя использовать. Как на более поздних этапах выстроить маркетинг, продажи, наладить отношения с инвесторами. Да и в целом, какие моменты нужно учесть для того, чтобы бизнес был успешным.
Материал по теме Статьи Бизнес по-русски
Это практическое руководство, выстроенное мной и моим соавтором Вячеславом Маковичем в рамках книги: от идеи, желания до работающего среднего бизнеса, у которого есть перспектива дальнейшего роста. Иными словами, мануал, снабженный, чтобы он не был слишком сухим, наглядными примерами из жизни моей компании и предприятий моих друзей.
Ваша книга написана профессиональным языком. Как будто вы говорите: ты сможешь сделать бизнес, если ты в теме. А если человек приходит из другой сферы, из искусства, например, у него есть шанс запустить успешный проект, если он даже таких слов, как «фаундер», «предпосев», «MVP» не знает?
Да, безусловно. Я сам пришел из перпендикулярной предпринимательству области — у меня образование театрального актера. Было бы желание. Но вот эти термины, которые вы назвали, и много других все-таки придется выучить. Ведь важны не столько слова, сколько то, что за ними стоит. Это база, hard skills предпринимателя.
А как выбрать именно свое дело? Обязательно оно должно быть связано с образованием, например? Или можно исключительно по любви?
Не обязательно. Я сам — яркий пример: дипломированный актер, который сегодня руководит одной из крупнейших компаний в стране в сфере онлайн-образования. Но другое дело, что я пришел не сразу. Так, например, изначально мое дело было связано с дипломом: у меня было ивент-агентство. Мы организовывали мероприятия, и это вполне себе коррелировало с тем, чему меня учили в институте. И с этой точки зрения, конечно, всегда лучше начинать с того, в чем экспертиза у вас есть, и с того, к чему у вас лежит сердце. Поскольку любой проект, любой бизнес — это неизбежно кровь, пот и слезы, то если у вас нет к этому интереса, желания, любви, то ничего не получится. А если есть, то это дает вам силы к преодолению. Очень важно иметь отношение к тому, что вы делаете, желательно, чтобы это была любовь, потребность изменить мир в каком-то сегменте.
Как справиться со страхом потерять все, прогореть? И стоит ли пробовать еще раз, если один раз не получилось?
Это выбор каждого. Я сам находился на грани тотального краха и необходимости продать машину, квартиру десятки раз, без преувеличения. Некая психологическая готовность, умение держать удар — это одно из важнейших качеств для предпринимателя. Потому что иначе первый же форс-мажор вас размажет по стенке, вы физически не справитесь со стрессом.
Материал по теме Тренды Как построить свой бьюти-бизнес
Будущее исключительно за онлайн-бизнесом?
Нет. Я, кстати, говорю в своей книге не только про онлайн-бизнес. Будущее за бизнесом, который конкурентоспособен. А это та компания, которая использует все существующие инновационные, технологические и диджитал инструменты. Работа с данными — еще один большой стык направлений. Умение поставить компанию на опору данных — это огромное преимущество, которого может не быть у вас, но у конкурентов, поверьте, оно точно есть. Сейчас стирается грань между онлайн и оффлайн, просто онлайн чаще пользуется набором средств, которые помогают быть компании более эффективной. Можно сказать, полнота умений использования этого инструментария и определяет во многом конкурентоспособность каждой отдельной компании вне зависимости от отрасли и сферы.
А что касается образования? Оно тоже уйдет в онлайн? Чем «Нетология» лучше очного образования?
Во-первых, тем, что онлайн-образование, в частности курсы, предлагаемые «Нетологией», — компактнее. Мы отбрасываем ненужное и оставляем только то, что действительно может пригодиться студенту — для взрослого человека это особенно важно. Вам необходимо получить знания и навыки не для того, чтобы они были, а для того, чтобы что-то изменить в жизни: увеличить заработок, построить карьеру. «Нетология» ориентирована на конкретные запросы: она помогает освоить те или иные навыки или даже получить новую профессию в сфере диджитал.
Назовите три черты характера, которыми должен обладать человек, чтобы построить успешный бизнес.
Первое — это упорство и сила характера, второе — системное, аналитическое мышление, оно позволяет не только видеть тренды, но и преобразовывать их в рабочие идеи. Ну и третье — способность мыслить в категориях маркетинга и продаж. Если предприниматель является соавтором своего продукта, то понимает, как он будет его продавать, а значит — выигрывает.
Стартап на миллиард. Пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса Твердый переплет