Мнения

Веничка Ерофеев XIX века: биография Аполлона Григорьева

Несколько фактов из жизни поэта
28 июля, 2017

Аполлон Григорьев (1822 — 1864) был человеком, прямо скажем, противоречивым: образованный, хорошо знающий (и любящий) зарубежную литературу, в то же время он был идеологом почвенничества и клеймил Запад. Обладая тонким вкусом и талантом театрального критика, умудрился сделать так, что его статьи стали настолько непопулярны, что, как заметил Федор Достоевский, «даже не разрезались». Но обо всем по порядку.

Противоречия в судьбе Аполлона Григорьева начались еще до рождения: он был внебрачным ребенком потомственного дворянина и дочери крепостного кучера. После рождения будущего поэта отправили в Императорский Воспитательный дом для незаконнорожденных. Однако сословная разница между родителями Григорьева не помешала браку. Молодые обвенчались и забрали маленького сына домой.

Аполлон Александрович получил хорошее образование, окончил Московский университет, став первым кандидатом юридического факультета. С декабря 1842 по август 1843 года заведовал библиотекой университета, позже занял должность секретаря Совета университета. В это время он познакомился с Афанасием Фетом, Яковом Полонским и Сергеем Соловьевым. Однако, пережив любовную трагедию (Антонина Федоровна Корш ответила юноше отказом) и устав от надзора родителей, бросил все и переехал в Санкт-Петербург.

Видимо, родственники не просто так держали молодого Григорьева в «ежовых рукавицах», потому что в имперской столице поэт пустился во все тяжкие. Пьянство захватило его, но не мешало его творческим начинаниям. В 1843 году Аполлон Григорьев дебютировал в журнале «Москвитянин» со стихотворением «Доброй ночи!». После этого он регулярно появлялся в печати с различными статьями, театральными рецензиями и небольшими заметками. Подрабатывал переводами: среди его работ «Антигона» Софокла, «Школа мужей» Мольера.

Через три года после переезда, в 1846-м, Григорьев выпустил первую (и последнюю) книгу стихотворений. Очень скоро он перестал писать лирику, но продолжал переводить, знакомя русскоязычных читателей с творчеством Шекспира, Делавиня и Байрона. Впрочем, это не мешало ему разглагольствовать в кабаках о том, что хищные байронические характеры, каким является лермонтовский Печорин, глубоко чужды русскому народу.

Через год после выхода книги Григорьев совершил второй переезд, на этот раз обратно: из Петербурга в Москву. Тут он женился на сестре бывшей возлюбленной, Лидии Корш, но скоро забыл про молодую жену и возвратился к литературе и беспробудному пьянству. Причем оба «увлечения» поэта «дополняли» друг друга.

В 1850 году Григорьев стал идеологом кружка, члены которого называли себя «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». Собирались эти «молодые, смелые, пьяные, но честные и блестящие дарования» (выражение Григорьева) в основном в кабаках и под водку обсуждали последние спектакли, романы и стихотворные сборники, превозносили творчество Александра Островского, который был в этом же кружке, и клеймили зарубежную литературу, «старую Европу» и «беззубую Америку». И если в начале 50-х московская критическая школа во главе с Григорьевым еще пыталась как-то соперничать с петербургской, то позже выходки ее представителей и все более усугубляющийся мистицизм в статьях идеолога «молодой редакции» привели к тому, что над ней сначала смеялись, а потом просто перестали обращать на нее внимание.

В 60-х годах XIX века Аполлон Григорьев вновь вышел на литературную арену. Поэт вернулся в Петербург, его рецензии в журнале «Эпоха» неожиданно обрели успех у публики, но наслаждаться славой ему пришлось недолго. Пьянство надломило здоровье поэта и 7 октября 1864 он скончался.

Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо

Читайте также

Современники об Афанасии Фете
Мнения
Современники об Афанасии Фете
Воспоминания Ивана Тургенева, Василия Боткина, Николая Страхова и других литераторов и критиков о знаменитом поэте
Современники о Николае Некрасове
Мнения
Современники о Николае Некрасове
Авдотья Панаева, Николай Чернышевский, Федор Глинка и другие выдающиеся люди о знаменитом поэте
Писатели-современники о творчестве Фёдора Тютчева
Мнения
Писатели-современники о творчестве Фёдора Тютчева
Что говорили и писали о великом поэте Толстой, Тургенев, Фет и многие другие деятели русской культуры?
Кто хорошо читает аудиокниги?
Жизненно
Кто хорошо читает аудиокниги?
Знаменитости, которые озвучивают книги лучше, чем собственный голос в голове
Персонажи книг в фильмах: ожидание и реальность
Познавательно
Персонажи книг в фильмах: ожидание и реальность
Персонажи книг: как все было на самом деле
Познавательно
Персонажи книг: как все было на самом деле
Рассказываем о судьбе людей, с которых списаны любимые герои
Как не надо: вредные советы из литературы
Познавательно
Как не надо: вредные советы из литературы
Классические сюжеты, повторять которые бесполезно, немодно и даже опасно
Что это на обложке?
Жизненно
Что это на обложке?
Как иностранцы представляют себе русскую классику