Подбор подарка
16 мая, 2022

Роковые красавицы и неприступные гордячки: женские образы в романе «Тихий Дон»

Рассказываем о судьбах Аксиньи, Натальи, Дуняшки и других

Роковые красавицы и неприступные гордячки: женские образы в романе «Тихий Дон»

Русская литературная традиция XIX — начала XX века отличается слабым интересом к образам простолюдинок. Это либо «лубочные» крестьянки, которые думают, ведут себя и даже выглядят как благородные дамы (например, героини Жуковского), либо девушки, вырванные из привычной среды и помещенные в богатые дома в качестве приемных дочерей, воспитанниц или гувернанток. Одним из первых, кто сломал эту традицию, был Николай Некрасов в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Русские женщины». Михаил Шолохов в «Тихом Доне» развил эту идею и поэтизировал «руки, раздавленные работой» и «широкие спины» своих героинь.

Рассказываем о судьбах и характерах Аксиньи Астаховой, Натальи Мелеховой и других женщин романа.

Аксинья Астахова

«Аксинья зачерпнула другое ведро; перекинув через плечо коромысло, легкой раскачкой пошла на гору. Григорий тронул коня следом. Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи. <...> Она глянула исподлобья; не разжимая губ, скупо улыбнулась. И тут в первый раз заметил Григорий, что губы у нее бесстыдно-жадные, пухловатые».

Образ Аксиньи коррелируется с архетипом femme fatale, хотя в исследованиях об этом упоминают редко. Она, как и многие роковые красавицы, сексуальна, чувственна. Едва ли Михаил Шолохов стремился повторить во внешности героини штампы других писателей, но знакомые черты мы все-таки узнаём: пушистые завитки волос на шее и «налитые плечи» — Анна Каренина, а общая полнота и гордая осанка — Грушенька из «Братьев Карамазовых». Обе они, так или иначе, выступили в роли роковых женщин.

Еще одной важной чертой архетипа femme fatale исследователи называют неспособность таких героинь состояться в роли жены и матери. Аксинья замужем, прекрасно ведет хозяйство: Шолохов ни разу не упоминает о том, что дом Астаховых хуже тех, где женщин в семье больше. Но образ хранительницы домашнего очага рушится.

Как бы героиня ни старалась, ее будто преследовал злой рок. В 16 лет ее изнасиловал собственный отец, и это стало крахом родительской семьи: домашние, узнав о произошедшем, забили отца до смерти. Аксинью выдали замуж, но как только Степан Астахов понял, что молодая жена не была девственницей, жестоко ее избил и продолжил бить в последующие годы.

«Поздняя» по меркам того времени (в начале романа Аксинье чуть больше двадцати) любовь к Григорию Мелехову согрела ее, но и оказалась особой формой протеста: «За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» Даже в Ягодном, куда Аксинья и Григорий нанялись, чтобы жить подальше от своих семей , героиню преследуют неудачи.

Смерть дочери и мимолетные отношения девушки с сотником Листницким рушат хрупкую идиллию пары. Григорий возвращается к законной жене, но ненадолго. Наталья чувствует привязанность мужа к сопернице и делает смертоносный аборт. Теперь отношениям любовников мешает только служба Григория. Он вступает в банду Фомина, забирает Аксинью в надежде сбежать из родного хутора и начать новую жизнь. Но героиня гибнет на берегах реки Чир от шальной пули.

Наталья Мелехова (в девичестве Коршунова)

Противостояние femme fatale и юной чистой девушки — один из старейших литературных сюжетов. Его по-разному обыгрывали Лев Толстой («Анна Каренина»), Федор ДостоевскийИдиот», «Братья Карамазовы»), Иван Тургенев («Вешние воды»). Не исключением стал и Шолохов. Его Наталья внешне кажется полной противоположностью своей гордой соперницы:

«В дверях несмело стала невеста, смуглыми пальцами суетливо перебирая оборку фартука. <...> Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди...<...> „Хороша“ — и встретился с ее глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд словно говорил: „Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня“. — „Славная“, — ответил Григорий глазами и улыбкой».

Светловолосая и сероглазая, она больше напоминает мать Григория. Работящая и расторопная, а главное, «чистая» Наталья быстро стала частью семьи Мелеховых. Вообще «ангельский» характер героини подчеркивается автором постоянно. Рассказывая Григорию о будущей жене, Ильинична сообщает, что видела ее в церкви. Свекр и свекровь любят и уважают невестку за ее преданность сыну и заботу о детях.

Но именно эта праведность привела Наталью к краху семейной жизни: она так и не смогла стать любимой женщиной для собственного мужа. И если при описании отношений Аксиньи и Григория Шолохов использует анималистические метафоры, подчеркивающие страсть, возникшую между людьми («Рывком кинул ее Григорий на руки — так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу»), то в случае с Натальей метафорический ряд совсем другой:

«По ночам, по обязанности лаская жену, горяча ее молодой своей любовной ретивостью, встречал Гришка с ее стороны холодок, смущенную покорность. Была Наталья до мужниных утех неохоча, при рождении наделила ее мать равнодушной, медлительной кровью».

Оставшись одна после ухода Григория и Аксиньи в Ягодное, Наталья вернулась в родительский дом. Злая записка мужа «Живи одна. Григорий Мелехов» и домыслы соседей о том, почему тот ушел от нее (спуталась со свекром, болеет, изменяет), подтолкнули героиню к самоубийству. Семь месяцев она лежала при смерти, всю оставшуюся жизнь после этого склоняла шею, «будто параликом зашибленная», но выжила, «поднялась и пошла». После попытки самоубийства Натальи Григорий начинает больше интересоваться жизнью жены и даже возвращается к ней, но ненадолго. Ни двое детей, родившиеся после воссоединения пары, ни мучительные разрывы с Аксиньей не смогли наладить отношения Натальи и Григория. В итоге женщина гибнет после аборта, проклиная мужа.

Дуняшка (Евдокия Пантелеевна Мелехова)

Младшая сестра Григория, очень похожая на брата. В начале романа Дуняшка — «отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток». Со временем она взрослеет и меняется:

«Невидя выровнялась Дуняшка в статную и по-своему красивую девку. Рано вызрела, как яблоко-скороспелка. В этом году, отрешая от ушедшего отрочества, приняли ее старшие подруги в девичий свой круг. Вышла Дуняшка в отца: приземистая собой, смуглая. Пятнадцатая весна минула, не округлив тонкой угловатой ее фигуры. Была в ней смесь, жалкая и наивная, детства и расцветающей юности, крепли и заметно выпирали под кофтенкой небольшие, с кулак, груди, раздавалась в плечах; а в длинных чуть косых разрезах глаз все те же застенчивые и озорные искрились черные, в синеве белков миндалины».

Шолохов мало говорит о характере Дуняшки, показывая ее то за работой, то в отношениях с семьей, которую она теряет за время гражданской войны. При этом автор постоянно подчеркивает ее сходство с братом — как внешнее, так и внутреннее. Дуня горда и упряма. Несмотря на то, что Михаил Кошевой виновен в смерти ее старшего брата Петра, она добивается у матери благословения на брак с ним и стойко терпит все превратности семейной жизни.

Ильинична (Василиса Ильинична Мелехова)

Мать семьи Мелеховых, «мудрая и мужественная старуха», как характеризует ее автор. О внешности героини мы почти ничего не знаем, Шолохов лишь оговаривает, что в молодости она была красавицей, но рано состарилась, а также рассказывает о ее старшем сыне — Петро, который напоминал мать: «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый».

Ильинична натерпелась от мужа. Ее образ, пожалуй, больше других говорит о нелегкой женской доле, над которой рефлексировали писатели XIX — начала XX века:

«Сам паскудничал, а на мне зло срывал. Прийдет, бывало, на заре, закричу горькими слезьми, попрекну его, ну он и даст кулакам волю... По месяцу вся синяя, как железо, ходила, а ить выжила же, и детей воскормила, и из дому ни разу не счиналась уходить».

Героиня всеми силами пытается уберечь Наталью, притерпеться к Дарье и простить Мишке Кошевому смерть Петра. Но гибель родных «сломала» Василису Ильиничну и отняла у нее желание жить:

«Ее не радовало счастье дочери, присутствие чужого человека в доме — а зять по-прежнему оставался для нее чужим — тяготило. Сама жизнь стала ей в тягость. За один год потеряв столько близких ее сердцу людей, она жила, надломленная страданием, постаревшая и жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много. Она была уже не в силах сопротивляться ему».

Ильинична умирает, так и не дождавшись с фронта младшего сына Григория.

Дарья Мелехова

Еще одна представительница femme fatale. Даже ее первое появление на страницах романа Шолохов эротизирует: «Дарья в исподнице пробежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след».

Жена Петра, красивая и жизнелюбивая, она, как и Аксинья, тоже не способна построить крепкую семью. Ребенок Дарьи умирает, муж уходит на службу, а позже и погибает, а сама героиня явно тяготится узкими рамками домашней хозяйки и начинает изменять супругу. В семье Мелеховых ее демонизируют и недолюбливают:

«Слышь, баба, Наташку не буди. Она и так днем мотает. Сбираются с Гришкой пахать. Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная... Румянится да брови чернит, мать ее суку».

Ведьминский образ «порченой» Дарьи подчеркивает и внешний портрет со «злыми губами» и «мелкими острыми зубами». Подобно другим героиням романа, Дарья горда и по-своему сильна: «никакое горе не было в силах не только сломать ее, но даже пригнуть к земле». Но заразившись сифилисом, она пересматривает свою жизнь. Понимая, что болезнь не только испортит ее красоту, но и сделает ее изгоем, Дарья топится в Доне.

На «Тихий Дон» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76147  книг
Кадавры
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76147  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Четыре экранизации «Тихого Дона»

Четыре экранизации «Тихого Дона»

Как, кто и когда снимал фильмы по мотивам великого романа-эпопеи

От арестанта до нобелиата: несколько фактов из жизни Михаила Шолохова

От арестанта до нобелиата: несколько фактов из жизни Михаила Шолохова

Рассказываем о биографии известного писателя

Классики русской литературы, которые не боялись писать о сексе

Классики русской литературы, которые не боялись писать о сексе

От Николая Карамзина до Михаила Шолохова

7 книг о Гражданской войне в России

7 книг о Гражданской войне в России

Булгаков, Шолохов, Пастернак и другие классики о русской трагедии

«Светить — и никаких гвоздей!»: жизнь и творчество Владимира Маяковского

«Светить — и никаких гвоздей!»: жизнь и творчество Владимира Маяковского

Лучшие статьи о поэте в одном материале

Как Маяковский отменил культуру, любовь и все остальное

Как Маяковский отменил культуру, любовь и все остальное

Что означают четыре «Долой» в поэме «Облако в штанах» Владимира Маяковского

Алексей Поляринов: «Каждый автор со временем берется за то, что точно не понравится многим и не нравится ему самому»

Алексей Поляринов: «Каждый автор со временем берется за то, что точно не понравится многим и не нравится ему самому»

Ответы автора на вопросы читателей

От хтони до ковбоев: названы актуальные книжные тренды

От хтони до ковбоев: названы актуальные книжные тренды

Авторы и редакторы «Эксмо» обсудили текущие тенденции в индустрии и литературе