Обзор книги от Алены Полуян
Какую музыку слушал Микеланджело, когда расписывал Сикстинскую капеллу? Как композиторы справлялись с депрессией и осуждением близких? И так ли сильно творцов вдохновляла любовь? Выпускница Московской государственной консерватории Юлия Казанцева в книге «12 вечеров с классической музыкой» проводит экскурсию по судьбам признанных композиторов и исполнителей.
О книге
Это не учебник, а увлекательная двухнедельная экспедиция в прошлое под несмолкаемые звуки музыки. Книга знакомит не столько с шедеврами мирового искусства, сколько с их талантливыми авторами, которые вели самую обычную жизнь. Рахманинов предпочитал жареную картошку с луком, Шуберту не хватало денег на бумагу и чернила, а Карло да Венозе удалось избежать наказания за жестокое убийство жены и ее любовника. Юлия между нот читает о том, как на самом деле композиторы создавали свои гениальные произведения.
-22% 12 вечеров с классической музыкой: как понять и полюбить великие произведения Твердый переплет 1062 ₽ 1361 ₽ -22% Добавить в корзину
Об авторе
Пианистка Юлия Казанцева — финалистка международных музыкальных конкурсов. Она окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и читает лекции в Российском национальном музее музыки, Московской филармонии и университетах Сколково и РАНХиГС.
Факты из книги о Петре Ильиче Чайковском
1. До того как стать композитором, автор «Щелкунчика» и «Лебединого озера» закончил училище правоведения и успел поработать в Министерстве юстиции. Однако в 23 года он решил изменить жизнь и поступил в Петербургскую консерваторию, несмотря на то, что в XIX веке профессия юриста была надежнее и перспективнее, чем ремесло музыканта. Дядя Чайковского был недоволен выбором племянника и частенько приговаривал: «Петя, Петя, какой позор. Променял юриспруденцию на дудку!». Но всего за несколько лет талантливому юноше удалось из дилетанта превратиться в профессионала.
2. Когда Чайковский сочинял «Первый фортепианный концерт», он находился в депрессии. Слушая торжественное произведение, под звуки которого молодожены теперь расписываются в ЗАГСе, в это сложно поверить.
3. Петр Ильич беспокоился, что повторяется в творчестве, и навешивал на себя клеймо никчемного композитора. Он даже подумывал о том, чтобы завязать с музыкой, и жаловался брату: «Я насилую себя и принуждаю свою голову измышлять фортепианные пассажи, в результате — порядочно расстроенные нервы».
4. Балет «Лебединое озеро» тоже дался ему нелегко. Он писал: «Взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».
5. Вдобавок композитора преследовал страх сцены. Ему претила публичность, которая сопровождает профессию музыканта и дирижера.
Впечатления от книги
Название «12 вечеров с классической музыкой» отражает всю суть книги. Материал построен так, что каждый день можно читать по главе, прослушивать подобранные композиции, сканируя QR-коды, и шаг за шагом узнавать, что скрывают шедевры. Особенно приятно, что в издании используются цветные иллюстрации, которые по стилю напоминают наброски: словно вы сами нарисовали их во время одного из бальных вечеров.
Восприятие классической музыки после прочтения книги делится на «до» и «после». Если сначала композиции воспринимаешь как просто красивые, но безликие мелодии, то позже начинаешь сопереживать их авторам, видеть истории, которые скрываются за нотами, и понимать, почему именно они стали знаковыми.
Цитаты
«Совершенно иначе воспринимаешь произведение, когда знаешь, когда оно было написано, что переживал в жизни композитор в тот момент и что вообще происходило в мире». |
«Бетховен не боролся против судьбы, он принял ее. Он принял свою глухоту, и после этого момента, может быть, появились самые гениальные произведения композитора». |
«Человек, который пишет так, что хочешь не хочешь, а начинаешь плакать под его музыку, — такой человек чувствует жизнь очень остро. „Человек без кожи“, — про таких людей говорят». |
Книга следующей недели: «Ловушка счастья» — о том, почему погоня за радостью нас отравляет и как проживать трагические события так, чтобы они не парализовали и не мешали действовать.