В своем творчестве Алексей Константинович Толстой поэтизировал Древнюю Русь, ненавидел московский период истории и презрительно отзывался об эпохе Иоанна Грозного. Кто знает, будь у писателя больше времени на литературные занятия, возможно, он достиг бы славы Вальтера Скотта.
Но именно времени у него, императорского чиновника, и не было. Днем он занимался государственными делами, а вечером чинил розыгрыши или писал о временах благородных бояр и страшного царя. Рассказываем о двойной жизни знаменитого литератора.
Заклятый друг Александра II
Толстой был сыном Анны Перовской (внебрачной дочери графа Алексея Разумовского) и Константина Толстого, представлявшего старшую титулованную ветвь знаменитой фамилии. Согласно этой родословной, Алексей Толстой приходился троюродным братом Льву Толстому. Но существует и другая легенда. Практически сразу после рождения Алеши его мать покинула мужа с младенцем на руках. И детство мальчик провел с дядей Алексеем Перовским (литературный псевдоним — Антоний Погорельский). Этот поступок Анны спровоцировал сплетни о том, что настоящим отцом Алексея Константиновича якобы был его родной дядя.
Читайте также: Тест: Различаете ли вы Толстых?
Погорельский действительно с большим вниманием относился к воспитанию племянника. Выяснив, что тот пользуется своей уникальной памятью, чтобы отвечать на уроках, не вникая в суть прочитанного, он придумал поучительную сказку о мальчике Алеше, который получил в дар волшебное семечко, испортившее его характер.
Вместе с дядей Алексей путешествовал по Европе, где познакомился с Гете, был представлен будущему великому герцогу Карлу-Александру Саксен-Веймарскому и Эйзенахскому. Там же, в Европе, он впервые познакомился с маленьким цесаревичем, будущим императором Александром II. И по протекции Жуковского стал его товарищем для игр.
Уже тогда молодой Толстой славился своей мощью. Фрейлина Александра Россет так вспоминала игры детей во дворце:
«Наследник весь в поту, Алеша красный, как индейский петух, все хохочут как сумасшедшие, счастливые возможностью бороться, кричать, двигаться, размахивать руками. Алеша отличается баснословной силой, он поднимает их всех, перебрасывает по очереди через плечо и галопирует с этой ношей, подражая ржанью лошади. Он презабавный и предложил Государю помериться с ним силой. И бросался на Его Величество, точно ядро, выброшенное из жерла пушки. Государь отражал это нападение».
Став взрослым, Толстой развлекался тем, что разгибал подковы. А вот общение с императором хоть и продолжалось несколько десятков лет, но стало куда холоднее. «Своим» человеком для Александра Алексей Константинович так и не стал.
Вельможа, тяготившийся двором
Отчасти дело в том, что придворной службой Алексей Толстой очень тяготился. С детства начавший «марать бумагу и писать стихи», он надеялся построить карьеру литератора, но не тут-то было. У семьи на юношу были свои планы. В 18 лет он оказался на службе в Московском главном архиве Министерства иностранных дел. Через три года стал членом миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, а в 29 — надворным советником, что соответствует чину полковника в армии.
Обаятельный, надежный, дипломатичный, Алексей Толстой был нужен при дворе, но все время пытался вырваться на свободу, чтобы заниматься хозяйством, путешествовать и больше времени посвящать литературе. В 1851 году он написал жене:
«Те же, которые не служат и живут у себя в деревне и занимаются участью тех, которые вверены им богом, называются праздношатающимися или вольнодумцами. Им ставят в пример тех полезных людей, которые в Петербурге танцуют, ездят на ученье или являются каждое утро в какую-нибудь канцелярию и пишут там страшную чепуху».
В отставку он вышел только в 1861 году, в возрасте 44 лет.
«Двух станов не боец»
Но не только нелюбовь ко двору и службе привела к охлаждению Александра II и Алексея Константиновича. Став взрослыми, два товарища по детским играм не сошлись во взглядах. Толстой не был апологетом самодержавия и активно критиковал вельмож николаевской и александровской эпох. А короткая дружба со славянофилами привела к их критике Толстым.
«От славянства Хомякова меня мутит, когда он ставит нас выше Запада по причине нашего православия», — признавался писатель.
Реформаторы тоже не вызывали у него ни восторга, ни уважения. Чернышевского Алексей Толстой считал своим идейным противником, однако вступился за него перед императором Александром. Литературовед Исаак Ямпольский цитирует их диалог: «„Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского“. Александр II не дал ему договорить: „Прошу тебя, Толстой, никогда не напоминать мне о Чернышевском“».
Читайте также: 10 цитат из книг Алексея Толстого
И тем не менее Толстой напоминал и пытался смягчить его судьбу. Ровно так же он ранее вступился за Тараса Шевченко, хлопоча о возвращении поэта из ссылки. А в 1863 году защищал Тургенева, которого обвиняли в сношениях с «лондонскими пропагандистами» — Герценом и Огаревым.
Современники и биографы отмечают удивительную черту Алексея Константиновича Толстого: он не боялся критиковать друзей и признавать заслуг врагов. Свою политическую и общечеловеческую программу он изложил в стихотворении 1858 года:
«Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь».
Пранкер XIX века
Алексея Толстого знают как автора «Князя Серебряного» и драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Более искушенные читатели вспомнят, что он — один из «отцов» Козьмы Пруткова, «директора Пробирной палатки», автора сатирических стихов и афоризмов.
Козьма Прутков. Писатель, которого не было 129 ₽ На Литрес
Литературная маска оказалась такой удачной, а образ Пруткова настолько живым и узнаваемым (тупой самовлюбленный чиновник николаевской эпохи был знаком многим современникам писателя), что Алексей Толстой и его двоюродные братья Жемчужниковы много лет водили читателей за нос. Более того, они придумали своему герою полную биографию, портрет и даже семью. О рождении персонажа Алексей Жемчужников на закате жизни рассказывал Ивану Бунину:
«Мы — я и Алексей Константинович Толстой — были тогда молоды и непристойно проказливы. Жили вместе и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах. Потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову, и так и сделали, и что же вышло? Обидели старика так, что он не мог нам простить этой шутки до самой смерти».
О других проказах Толстого и Жемчужниковых в Петербурге ходили легенды. Так, они умудрились провести через цензуру и поставить на сцене Александринского театра пьесу «Фантазия», которую они позже приписали Пруткову. Вся прелесть этой вещицы заключалась в том, что она была пародией на пошлейшие водевили, где и без того простоватые, а порой и откровенно глупые сюжетные повороты были доведены до абсурда. На премьере присутствовал сам Николай I и, не дождавшись занавеса, ушел, взбешенный увиденным. На это, видимо, и был расчет.
Читайте также: Классики русской литературы, которые не боялись писать о сексе
Николаю «доставалось» уже не в первый раз. Еще раньше великолепная четверка испытала терпение императора, разыграв архитекторов. Согласно этому анекдоту, который повторил Исаак Ямпольский, один из «опекунов» Пруткова, вдохновляемый остальными, в мундире флигель-адъютанта ночью объездил главных петербургских архитекторов. Цель визитов — сообщить уважаемым людям, что только что открытый Исаакиевский собор провалился и к утру их ожидает у себя сам император. Новость вызвала переполох, люди поехали к Николаю, не дожидаясь утра. Но в итоге кто-то все-таки догадался проверить собор — и выяснил, что тот стоит цел и невредим.
Как и почему эти и другие шалости сходили молодым повесам с рук, остается только гадать.
Несчастный муж
Жизнь Толстого кому-то могла показаться раем: представитель одной из богатейших дворянских семей, блестящий придворный, талантливый писатель и поэт, красавец и силач. Он мог шутя получить то, на что другим приходилось работать не один год. В поклонницах у него также не было недостатка, при дворе многие находили его «очаровательным». И тем не менее Толстой влюбился один раз и на всю жизнь в замужнюю на тот момент Софью Миллер (в девичестве — Бахметеву).
Читайте также: Коварные женщины в жизни известных писателей
Писателя не смутили ни репутация молодой женщины (свет судачил о ее романах), ни протесты его матери (влюбленные смогли пожениться лишь после ее смерти), ни церковные преграды (второй брак при живом муже был почти невозможен). Толстой и Миллер обвенчались в 1863 году, хотя до этого прожили вместе 12 лет. И поначалу все было хорошо. Толстой не ревновал ее к прошлому, жалел и посвящал ей всю любовною лирику.
Но Софья откровенно скучала. Умная, начитанная, владеющая многими европейскими языками, она любила салоны, светские вечера и балы. Мало-помалу она начала изводить мужа, провоцировала ссоры и сравнивала его с другими литераторами (и отнюдь не в пользу Толстого). Биографы считают, что именно ежедневный домашний стресс стал причиной многих недугов писателя. Несколько последних лет Толстой страдал головными болями, от которых лечился морфием. 28 сентября 1875 года он ввел себе очередную дозу, стремясь избавиться от нового приступа, заснул и... не проснулся, скончавшись от передозировки в возрасте 58 лет.