Иоганн Вольфганг Гёте

Иоганн Вольфганг фон Гёте родился 28 августа 1749 года в Франкфурте-на-Майне немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний учёный.

Сын имперского советника, образованного бюргера, Гёте учился в Лейпциге (1765-1768 гг.) и Страсбурге (1770-1771 гг.), слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Гёте познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения «Бури и натиска». В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора, Гёте вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус. Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792 года, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: «С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории». Важное значение имела для Гёте дружба с Шиллером (с 1794 года). В Веймаре Гёте руководил организованным им в 1791 году театром.

Ранние поэтические произведения Гёте (1767-1769 гг.) тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Первый сборник стихов Гёте издал в 1769 году. Новый период его творчества начинается в 1770 году. Лирика Гёте периода «Бури и натиска» — одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. Лирический герой Гёте предстаёт воплощением природы или в органическом слиянии с ней («Путник», 1772 г., «Песнь Магомета», 1774 г.). Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе («Песнь странника в бурю», 1771-1772 гг.; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773 г.).

Историческая драма «Гёц фон Берлихинген» (1773) отразила события кануна Крестьянской войны 16 века, прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны. В романе «Страдания юного Вертера» (1774 г.) Гёте, использовав форму сентиментального романа в письмах, передаёт драматические личные переживания героя и в то же время создаёт картину немецкой действительности. В драме «Эгмонт» (1788 г.), начатой ещё до переезда в Веймар и связанной с идеями «Бури и натиска», в центре событий — конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление которого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе за свободу.

Десятилетие 1776-1785 года — переходное в творческом развитии Гёте. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гёте о необходимости самоограничения личности («Границы человечества», 1778-1781 гг.; «Ильменау», 1783 г.). Однако верный героическим заветам гуманизма, Гёте утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям («Божественное», 1782 г.). В этом противоречивость мировоззрения Гёте. Поэт не мог полностью избежать гнетущего влияния отсталых социальных отношений. В конце 80-х годов 18 века оформляется концепция т. н. веймарского классицизма — особого варианта европейского и немецкого просветительства. В идее гармонии, воспринятой Гёте от И. Винкельмана и разработанной Гёте и Шиллером, утверждение идеала гармонической личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит замена идей борьбы идеей воспитания, что в конечном счёте означало примирение с существующими порядками (драма «Торквато Тассо», 1780-1789 гг., изд. 1790 г.).

Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в «Римских элегиях» (1790 г.), прославляющих плотские радости. Позднее в балладе «Коринфская невеста» (1797 г.) Гёте противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетической религии христианства. Трагедия «Ифигения в Тавриде» (1779-1786 гг., изд. 1787 г.) написана на сюжет древнегреческого мифа, идея трагедии — победа человечности над варварством.

Великая французская революция получает непосредственное отражение в «Венецианских эпиграммах» (1790 г., изд. 1796 г.), в драме «Гражданин-генерал» (изд. 1793 г.), новелле «Беседы немецких эмигрантов» (1794-1795 гг.). Гёте не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признаёт неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирическую поэму «Рейнеке-Лис» (1793 г.), обличающую феодальный произвол. В поэме «Герман и Доротея» (1797 г.), написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Гёте сталкивает тихий патриархальный уклад немецкого захолустья и «небывалое движение», развернувшееся за Рейном. Крупнейшее произведение Гёте 90-х годов — роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1793-1796 гг., изд. 1795-1796 гг.). Сценические увлечения героя предстают как юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практической экономической деятельности.

Фактически это означало примирение с отсталой немецкой действительностью. Яркость реалистических бытовых сцен, колоритность образов сочетаются в романе Гёте с надуманно загадочным финалом, изображением таинственных фигур и т. п. Автобиографическая книга «Поэзия и правда из моей жизни» (ч. 1-4. изд. 1811-1833 гг.) охватывает ранний период жизни Гёте, до переезда в Веймар, и критически оценивает бунтарство «Бури и натиска». «Итальянское путешествие» (т. 1-3, изд. 1816-1829 гг.) — замечательный художественный документ эпохи. В семейном романе «Избирательное сродство» (изд. 1809 г.) Гёте поднимает вопрос о свободе чувства, но — под знаком отречения и верности семейным устоям.

Роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (ч. 1-3, 1821-1829 гг.), уже во многом связанный с традицией немецкого романтического романа, примечателен идеей коллективного труда, воплощённой как наивная утопия ремесленной общины. Характерный для романтизма интерес к Востоку отражён в цикле «Западно-восточный диван» (1814-1819 гг., издан в 1819 году), навеянном персийской поэзией. В публицистике последних лет Гёте, отвергая тевтономанию и мистические стороны немецкого романтизма, приветствует сборник народных песен Л. И. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика» (1806-1808 гг.), высоко оценивает романтизм Байрона. В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период и после наполеоновских войн, Гёте выдвигает идею «мировой литературы», не разделяя при этом гегелевского скептицизма в оценке будущности искусства.

Трагедия «Фауст» (1-я ч. — 1808, 2-я ч. — 1825-1831 гг.) подводит итог развитию всей европейской просветительской мысли 18 века и предваряет проблематику 19 века. В обработке сюжета Гёте опирался на народную книгу о Фаусте (1587 г.), а также на кукольную драму. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, от народа. В процессе исканий Фауст, преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. В произведениях Гёте нашли отражение гениальные прозрения диалектики (монолог Духа земли, противоречивые стремления самого Фауста). У Гёте снимается метафизическая противоположность добра и зла. Отрицание и скепсис, воплощённые в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Путь к созиданию проходит через разрушение — таков вывод, к которому, по словам Чернышевского, приходит Гёте, обобщая исторический опыт своей эпохи. История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста.

Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита — жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности. Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох. Но это единение лишь иллюзия — Елена исчезает, а сын их гибнет. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле. При этом Гёте уже понимает, что новое, буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. Поставленный перед сложным комплексом проблем 19 века, Гёте сохраняет просветительский оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет возможным свободный труд на свободной земле. Во имя того светлого будущего человек должен действовать и бороться. «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!» — таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гёте.

Смерть Гёте, по словам Г. Гейне, обозначила конец «художественного периода» в немецкой литературе (понятие, означающее, что интересы искусства преобладали тогда над общественно-политическими).

Дата рождения: 28 августа

Читать полностью Свернуть текст

Новинки

Отзывы

Фауст
На книгу Фауст

Остановись мгновенье...

Произведение давно разобрано на цитаты. Многие знают, кто такой Мефистофель, что в конечном счете произошло с доктором Фаустом, мельком слышали о какой-то таинственной сделке с дьяволом;ну, на этом все и заканчивается. А почему бы не углубиться в трагедию,ведь она таит в себе столько всего интересного: герои,их поступки,их желания,мечты, сюжетные повороты,проблемы,затрагиваемые автором...Если кратко,то о приобретении книги и ее прочтении вы не пожалеете.
Вам когда-нибудь хотелось постичь все тайны бытия,познать то,что недоступно обычному обывателю? Или. возможно,быть таким человеком,который знает все и еще немного больше,чем все остальные? Задавались ли вы вопросом, с чего все начиналось в этом мире? Именно такой доктор Фауст.За этими размышлениями читатель застает его, когда знакомится с главным героем трагедии Гёте. Фауст выделяется на фоне бренного мира, это не остается не замеченным и со стороны высших сил (Бог,Дьявол,ангелы). Фауст ищет истину,даже не так,он жаждет знать истину. В этом ему охотно старается помочь Мефистофель, ну конечно же ,как и свойственно дьяволу,не без личной выгоды. Главного героя ожидают различные испытания, "приключения".Он познает любовь,понимает,что такое семья, начинает осознавать,чем может обернуться разгульная жизнь,знакомится с участью правителя и многое другое.
Да, коварный Мефистофель пытался любыми способами искусить Фауста, стремился заставить произнести те заветные слова, которые определили бы исход сделки между доктором и дьяволом.Не буду раскрывать всех карт, как это произошло на самом деле,что случилось с душой Фауста, иначе где интрига,спросите вы....
Произведение заслуживает внимания каждого из вас.Мастерство И.В. Гёте бесспорно. Читайте классику,друзья!
Что касается данной книги из серии pocketbook, могу сказать, что можно долго соприть твердая обложка или мягкая, газетная бумага страничек или беленькая плотная,а может вообще глянец,тут,как говорится ,на любителя, на вкус и цвет...У меня вообще все книги из этой серии стоят целыми и невредимыми ("Фауст" не стал исключением,причем я читала его уже дважды). У книги приятная цена, удобно брать с собой,так как не занимает много места и легкая, поэтому я всем довольна.
Остается пожелать всем приятно прочтения!

Читать полностью
Фауст
На книгу Фауст

НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК

НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК
Не продавайте душу дьяволу, как это сделал доктор Фауст. Искушенный новой жизнью, чем-то невероятным, учёный решается на смелый шаг. Казалось бы умный, опытный человек, а совершает такой нечеловеческий поступок. Ему предстоит решить немало трудностей, ответить для себя на все интересующие вопросы. Да, что там для себя, читатели сами будут их решать и задумываться… Эта история, в которой достаточно смысла, чтобы поразмышлять. Судьба Фауста, Маргариты, Мефистофеля и других действующих героев произведения, это по-настоящему урок для поколений.  Стоит отдельное слово сказать о прекрасном сопровождении хора. Они словно приостанавливают драму и дают время на обдумывание. Чтобы не оказаться на месте Фауста, нужно жить! Жить во все тяжкие и лёгкие! Да прибудет с вами сила!
Если предложат идеальную жизнь, взамен на настоящую, уже имеющуюся, что сделаете вы? Понятия не имею, но Фауст сделал вот так.  А мы возьмём на вооружение,  и не станем так делать.

Читать полностью
Фауст
На книгу Фауст

Может быть, я что-то не поняла

Единственное впечатление после прочтения, которое у меня осталось - "Что это было?" Я конечно понимаю, что это классика, что произведение философское, но для меня оно оказалось не привлекательным. Основной сюжет периодически перемежается вставками из ниоткуда, которые ни чем не продолжаются. Да и сами по себе эти вставки сильно напоминают бред сумасшедшего. Дочитала лишь потому, что обязали. Пожалуй, единственный плюс - это красивое издание (кстати как и вся серия).

Читать полностью

Цитаты

Все цитаты (21)