Эмили — средняя среди оставшихся в живых сестер Бронте. Несмотря на славу своего романа «Грозовой перевал», она остается в тени старшей Шарлотты, а о ее биографии практически ничего не известно. Мы собрали скудные, порой мифологизированные факты из жизни писательницы и увидели, насколько яркой и неординарной личностью была эта девушка.
Затворница
Эмили Бронте обычно представляют как особу, глубоко привязанную к дому. В семнадцать лет она была отдана в школу Роу-Хед, где работала учительницей ее старшая сестра Шарлотта, готовая платить за пансион Эмили из собственного жалованья. Но девушка проучилась там всего несколько месяцев и вернулась будто бы из-за «сильной тоски по дому».
Вполне возможно, такая яркая и незаурядная личность, как Эмили, больше печалилась не из-за разлуки с родственниками. Ее не устраивала сама школьная жизнь.
«Свобода была нужна Эмилии как воздух, без нее она бы погибла. Она не смогла смириться с переездом из родного дома в школу и не смогла променять свою тихую, уединенную, но настоящую и не связанную ничем жизнь на существование, полное дисциплины и рутины (пусть даже под самым чутким покровительством)... Я чувствовала, что она умрет, если не вернется домой, и поэтому добилась ее отъезда», — вспоминала Шарлотта.
Ее место заняла младшая Энн, но тоже ненадолго. Вскоре все сестры Бронте покинули школу и загорелись идеей открыть маленькое учебное заведение в своем городке.
Второй раз Эмили попыталась покинуть родной дом в 20 лет. Тогда она поступила на должность учительницы в Галифакс. Но 17-часовой рабочий день подкосил и без того слабое здоровье девушки. Она вернулась домой и с головой окунулась в быт и самообразование.
Изгой
И все же Эмили успела «повидать мир». Во всяком случае, Бельгию. Именно туда она приехала с Шарлоттой, чтобы усовершенствовать французский и немецкий, который начала учить самостоятельно. Сестры Бронте поступили в школу месье и мадам Эже, где проучились всего полгода. Вернуться домой их вынудила болезнь и смерть тетки, заменившей им мать. Еще на год Эмили приехала в школу для того, чтобы преподавать ученицам игру на фортепиано.
За этот недолгий период она, видимо, оставила о себе сильные впечатления. По словам Шарлотты, она прославилась тем, что отказалась подстраиваться под бельгийскую моду и желала оставаться «такой, какой ее создал Господь», что сделало ее кем-то вроде изгоя. Константин Эже, директор школы, судя по всему, был потрясен стойкостью девушки.
«Она должна была родиться мужчиной — великим штурманом. Ее могущественный разум вывел бы новые открытия из старых дисциплин, а ее сильную волю никогда бы не устрашили трудности и препятствия», — вспоминал Эже.
Но, по его словам, несгибаемый характер Эмили как помогал, так и мешал ей, превращая ее в глухую и безучастную к тем идеям, которые она не могла понять. Эмили, скорее всего, действительно была нелюдима, и единственным близким другом для нее всю жизнь оставалась сестра Энн.
Основоположница фэнтези
Летом 1826 года Патрик Бронте подарил Бренуэллу, единственному мальчику в семье Бронте, деревянных солдатиков. Играя с ними, все четверо детей начали придумывать истории о вымышленной стране Ангрии.
Постепенно Эмили и Энн создали собственный волшебный мир — остров-королевство Гондал, край озер и болотных пустошей, обдуваемый холодным северным ветром. Их вдохновляли книги, хранящиеся в библиотеке семьи. Тут нашли свое отражение романы Вальтера Скотта и Анны Радклиф, «Поэмы Оссиана» и стихотворения Байрона, а также народные баллады и гэльские легенды и предания.
Позже девочки придумали еще один остров — Гаалдин, расположенный в тропиках. Его покорил Гондал, но там вспыхнуло восстание против захватчиков. Само королевство тоже раздирали междоусобные войны и интриги.
Исследователи считают, что Гондал был предтечей фэнтезийных вселенных. Но он уникален еще и тем, что Эмили Бронте сделала свои детские мечты основой для собственной поэзии. Стихам про Гондал она посвятила большую часть своего творчества.
Поэтесса без амбиций
В 1844 году Эмили начала переписывать все свои стихотворения в отдельные тетради. Их якобы случайно нашла Шарлотта и настояла на том, чтобы тексты были опубликованы. Эмили была в ярости: она не хотела становиться публичным писателем. И только когда Энн тоже достала свои стихотворения из письменного стола, она согласилась на публикацию. Решено было выпустить сборник с творениями всех трех сестер Бронте, которые взяли себе мужские псевдонимы, опасаясь, что к женщинам-поэтессам публика отнесется недоброжелательно.
В 1846 году вышел поэтический сборник «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов». И хотя продажи были максимально скромными, стихи Эмили («Эллиса») получили высокую оценку критики. Годом позже девушка опубликовала свой знаменитый роман «Грозовой перевал». Произведение было принято критиками по-разному и никого не оставило равнодушным. Но Эмили так и не увидела своей славы: простудившись на похоронах брата, она умерла в 30 лет.
Друид своего времени
В предисловии к переизданию «Грозового перевала», вышедшему уже после кончины Эмили, Шарлотта Бронте утверждала, что ее сестра переступала порог дома только для того, чтобы сходить в церковь или «погулять по холмам». Все, кто знал Эмили, отмечали, что она была религиозна, но следовала каким-то другим, почти еретическим канонам, чем не раз расстраивала «добрых христиан».
Согласно мифологии, сложившейся вокруг ее личности, религией Эмили была природа. Она обожала вересковые пустоши, холмы и болота. Самозабвенно любила собак, и вокруг ее отношений со старым псом Кипером тоже сложилось множество легенд, порой противоречащих друг другу. В одних огромному Киперу было позволено все, даже сидеть на коленях хозяйки при гостях, в других — Эмили была строга и жестоко избивала своего питомца за малейшую провинность.
Умирая, девушка долго отказывалась от лекарств и посещения доктора, видимо, полагаясь на Божью волю, и только в последний день согласилась поговорить с врачом, но было уже слишком поздно.
Женщина-миф
Все, что нам сегодня известно об Эмили Бронте, это история (скорее всего, мифологизированная и субъективная), рассказанная ее старшей сестрой, и совсем редкие (и тоже ненадежные) данные, полученные от других современников. Сама Эмили признавалась, что никогда в жизни не писала «настоящих» писем.
Эта писательница до сих пор остается главной загадкой для биографов Бронте. Обстоятельства ее жизни вызывают много вопросов. И самый главный из них — как хрупкой, слишком скромной, чтобы общаться с посторонними, и нелюдимой молодой женщине удалось написать самый яростный, страстный и яркий роман XIX века? Откуда она узнала обо всех тревогах, которые мучают членов семейства Эрншо, Линтонов и их злого гения Хитклиффа?
Исследователи ее творчества пытаются найти черты последнего в окружении Эмили и видят их то в Бренуэлле, то в помощнике ее отца — приходском священнике Уильяме Уэйтмане, то в учителе Константине Эже. Но ни одна из этих версий не имеет серьезной доказательной базы.
Как заметил историк и философ Тайлер Стоувелл, Эмили Бронте предложила своим читателям «ведьминское варево из любви, страсти, мести, богатства и бедности, сверхъестественного». Убедитесь в этом и вы, познакомившись со знаменитым романом, на который действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.