«4321» — первый за семь лет роман Пола Остера. Книга американского писателя сразу же попала в шорт-лист Букеровской премии 2017 года, а западные критики называют ее главной работой автора. Чтобы не лишать вас удовольствия самостоятельно познакомиться с сюжетом романа, в этом материале мы всего лишь перечислим четыре причины прочесть шедевр американского классика.
Причина № 4. Остера не зря называют классиком постмодерна: под одну обложку он поместил не одну историю — и даже не четыре. Уже со второй главы сюжет разделяется на четыре крупные ветви, каждая из которых соответствует одной из возможных жизней главного героя — Арчибальда Фергусона. Помимо историй четырех равновероятных персонажей, в роман также включены рассказы, написанные одним из Фергусонов, и некоторые из его переводов французских поэтов. А финальный сюжетный твист произведет неизгладимое впечатление даже на самого искушенного читателя.
Причина № 3. «4321» — это роман о взрослении и становлении личности, о самых важных этапах в жизни человека. В каждой из своих четырех жизней Фергусон проходит через все этапы взросления: переживает изменения отношений с семьей и друзьями, пытается обустроить свою личную жизнь и участвует в событиях, связанных с культурой, спортом и политикой тех лет. Так или иначе, он становится человеком, создающим тексты: журналистом, мемуаристом, кинокритиком или автором романов. И мы всегда видим, как и под влиянием чего герой делает тот или иной выбор.
Причина № 2. Автор подробно рассказывает о времени, на которое пришлась молодость героев (и его собственная). История 50-60-х годов, ставших такими важными для Америки, отражена в романе со всей полнотой. Описываются как политические события (например, избрание Джона Кеннеди президентом и его убийство в 1963-м), так и культурные: кинематограф, массовый и «элитный», книги, музыка и т. д. Каждому из Фергусонов соответствует свой слой культуры, поэтому охват получается максимально широким.
Причина № 1. В основе книги — идея, занимавшая писателя почти всю жизнь. Автор признается, что давно уже думал о роли случая в судьбе, о том изводе, который могла бы принять жизнь, если бы было принято иное решение, если бы в определенный момент человек повернул направо, а не налево. Сама личность видится ему результатом цепочки случайных событий.