В сентябре в Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка «Я Дубровский», приуроченная к 220-летнему юбилею великого русского поэта. В этот раз в залах на Пречистенке оказались собраны раритеты, прибывшие из десятка музеев, архивов и библиотек России, а также из частных коллекций.
О том, как создатели проекта понимают авторский замысел знаменитого романа и что позволяет посетителям музея полностью погрузиться в контекст пушкинской эпохи, рассказывает Сергей Аверьянов.
Разбойничий роман
«Дубровский» — если не самый первый, то точно самый известный разбойничий роман из написанных на русском языке. Считается, что толчком к возникновению этого жанра в мировой литературе стала драма Фридриха Шиллера «Разбойники» 1780 года, а к началу XIX века таких произведений стало значительно больше.
Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
Архетип благородного разбойника появлялся в работах Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго»), Шарля Нодье («Жан Сбогар»), Виктора Гюго («Ган Исландец»), Кристиана Вульпиуса («Ринальдо Ринальдини») и многих других иностранных авторов. Отечественное издание Вульпиуса выходило частями в 1802-1803 годах и было хорошо знакомо Пушкину и его читателям. Не случайно в тексте романа «Дубровский» князь Верейский в разговоре с Троекуровым за глаза называет Владимира Дубровского «наш Ринальдо».
Имя главного героя в названии — тоже дань традиции «разбойничьего» жанра. Правда, ни закончить, ни озаглавить свой роман классик не успел: это сделали издатели Илья Глазунов и Матвей Заикин. «Дубровский» был впервые опубликован в 1841 году в 10-м дополнительном томе собрания сочинений Пушкина. Этот том вместе с некоторыми произведениями зарубежных современников Александра Сергеевича представлен в экспозиции музея. Воссозданы и детали обстановки лагеря разбойников: от походной кровати Дубровского до маленькой пушки.
Сюжет основан на реальном случае
Замысел романа возник под впечатлением от истории, рассказанной Пушкину Павлом Нащокиным, с которым он сдружился в последние годы жизни. Павел Воинович своими глазами видел в остроге белорусского дворянина Островского, который, потеряв в судебном споре с соседом свое имение, сколотил из крестьян банду и предавался разбою, пока не был схвачен и заключен под стражу. В ранних набросках Пушкин именовал героя своего романа Островским, но позднее заменил фамилию. Он также включил во вторую главу реальный вердикт по делу между некими подполковником Крюковым и поручиком Муратовым. Копию судебного решения писатель вложил в рукопись, не переписывая, а только поменяв имена и звания.
Список жителей сельца Гритново поместья Авраама Тимофеевича Дубровского в переписной книге Пусторжевского уезда. 1678. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
На выставке «Я Дубровский» представлено несколько любопытных свидетельств эпохи. Это запись в переписной книге Пусторжевского уезда о существовании реального человека по фамилии Дубровский, указ императора Александра I Сенату о приговоре по делу о сопротивлении полиции дворовых людей помещика Левшина и «верющее письмо» — говоря современным языком, доверенность Сергея Львовича Пушкина, отца поэта, на село Болдино, датированная 1822 годом.
«Гром победы, раздавайся!»
Эта торжественная песнь, исполняемая Троекуровым в минуты волнения, была написана поэтом Гавриилом Державиным на взятие солдатами Суворова османской крепости Измаил. Стихи, положенные на музыку Осипа Козловского, были впервые исполнены в 1791-м в присутствии императрицы на грандиозном праздновании в Санкт-Петербурге. Там же мог оказаться и Кирила Петрович: в раннем варианте рукописи Пушкин отмечал, что тот был «родственником княгини Дашковой», ближайшей сподвижницы Екатерины II.
В отличие от своего старинного приятеля, в одночасье ставшего заклятым врагом, Дубровский-старший карьеры не сделал и ушел в отставку гвардии поручиком. Вероятно, авторская ремарка о том, что для похорон его «одели в мундир, сшитый еще в 1797 году», — отсылка к году восшествия на престол Павла I, чей приход к власти привел к реформированию русской армии на прусский манер.
Хор I «Гром победы, раздавайся!» Г. Р. Державина в книге «Описание празднества, бывшего по случаю взятия Измаила...» в доме князя Г. А. Потемкина. 28 апреля 1791. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
В части экспозиции, посвященной воинскому прошлому Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, представлены подлинные бумаги XVIII века: подписанный Екатериной II офицерский патент, «Табель о рангах», воинский устав павловского времени и издание с текстом гимна «Гром победы, раздавайся!»
Мир молодого офицера
Главного героя автор впервые показывает молодым офицером на съемной квартире в Петербурге, где тот получает письмо о болезни отца. Хотя в «Дубровском» Пушкин не дает описаний обстановки, окружающей персонажей, на выставке воспроизведен вероятный интерьер квартиры холостого военного: холодное оружие, курительные трубки, диван, канделябры, фужеры для вина, ломберный стол с колодой карт, мелками и щеточкой для стирания записей.
Интерьер квартиры молодого офицера. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
Еженедельный рапорт главного директора Шляхетского сухопутного кадетского корпуса М. И. Голенищева-Кутузова императрице Екатерине II о состоянии корпуса. 3 августа 1796. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
Паспорт сержанта Лейб-гвардии Семеновского полка Н. И. Демидова об отпуске по семейным делам на год. 8 марта 1788. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
Пистолеты с кремневыми замками, пороховница и два изображения в технике «фиксе», выполненные Эдуардом-Бернаром Свебах. XVIII-XIX вв. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
По тексту романа Владимир Дубровский окончил элитное военное училище — Кадетский корпус. Поэтому среди экспонатов имеются Устав корпуса 1766 года и похвальное свидетельство кадета за успехи в обучении. Есть здесь и паспорт военнослужащего Лейб-гвардии Семеновского полка на годичный отпуск по семейным обстоятельствам — вроде того, что через три дня после печального известия получил Дубровский-младший.
Когда Владимир Андреевич появляется в имении Троекурова под видом учителя-француза, Пушкин вооружает его карманным пистолетом, с помощью которого тот убивает медведя во время жестокой шутки хозяина дома. Из такого же пистолета Дубровского потом ранит князь Верейский. Несколько миниатюрных образцов оружия того времени представлено на выставке.
Любовная линия
В одном из залов музея воссоздана комната Маши Троекуровой с роялем, секретером и книжным шкафом, наполненным любовными романами. Рядом — множество предметов, которыми пользовались женщины ее круга: веера, опахала, портбукеты, шкатулки, вышитые бисером кошельки и сумочки, а также различные украшения. Особое место занимает свадебный костюм начала XIX века: подвенечное платье невесты, фрак и жилет жениха, брачные венцы. А среди документальных реликвий выделяется оригинал рядной записи приданого Наталии Николаевны Гончаровой — невесты Александра Сергеевича.
«Комната Маши Троекуровой». Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
Предметы декоративно-прикладного искусства. Россия, Западная Европа. Конец XVIII — первая треть XIX века. Из собрания фонда Александра Васильева. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
Предметы декоративно-прикладного искусства. Россия, Западная Европа. Конец XVIII — первая треть XIX века. Из собрания фонда Александра Васильева. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
Берестяные брачные венцы. Россия. XVIII век. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
Свадебный костюм начала XIX века. Фото: Государственный музей А. С. Пушкина
Об этом мало кто знает, но Пушкин рассматривал разные варианты развития отношений Владимира и Маши. В одном из черновиков обозначено, что они должны были бежать вместе во время праздника в имении Троекуровых и, видимо, заключить тайный брак. Однако в общеизвестной версии романа этого не случилось, и решающее объяснение Маши («Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского...») почти слово в слово повторяет в прозе стихотворную отповедь Татьяны в «Евгении Онегине» («Но я другому отдана; Я буду век ему верна»).
Другие подробности из истории романа «Дубровский» и жизни его автора можно узнать на выставке, которая проходит в Государственном музее А. С. Пушкина до 18 мая 2020 года. Узнайте больше о выставках, проходящих в московских музеях, на сайте МОСГОРТУР!