«Эмма.» режиссера Отем де Уайлд — забавная и легкомысленная экранизация остроумного романа. Картина адаптирует знакомый сюжет под вкусы современной аудитории, а режиссерские находки делают фильм отличным от литературного оригинала. Перед нами все та же история 21-летней Эммы Вудхаус, которая «недурна собой, обаятельна и богата» и обладает «завиднейшими дарами земного существования», но не может удержаться от вмешательства в личную жизнь своих друзей и близких. Однако в этот раз сюжет романа, опубликованного в 1815 году, был адаптирован для большого экрана писательницей Элеонорой Каттон, чей талантливый сценарий актуализировал историю Джейн Остен.
В версии 2020 года роль Эммы исполнила талантливая кокетка Аня Тейлор-Джой, ее проницательный наивный взгляд и самодовольная застенчивость обеспечивают баланс между добротой и высокомерием персонажа. Эмма живет с привередливым и стареющим отцом (Билл Найи), а визиты им наносит большой друг семейства — убежденный холостяк Джордж Найтли (Джордж Флинн). Героиня избегает супружества, видя в нем инструмент социального давления, но нередко сует свой аристократический носик в романтические дела окружающих. Как и ожидалось, ее своднические способности оставляют желать лучшего, а сложности, возникающие в результате, приводят к изменениям в личной жизни самой Эммы.
Версия Отем де Уайлд полна причудливых деталей и ярких красок. Эмма разгуливает по вымышленной деревне Хайбери. Избалованная и гордая, но от природы милая, она становится одной из самых популярных девушек в Англии периода Регентства. Фильм подхватывает игривый тон, сатиру и проницательное остроумие романа Остен. Много внимания Уайлд уделяет соблюдению драматического канона эпохи: изысканные балы, роскошные декорации, комическое нарушение этикета на фоне безжалостной благопристойности, остроумные диалоги и кульминационный момент, в котором герои идут по лужайке друг к другу, чтобы смело признаться в давно скрываемых чувствах. И хотя режиссер умело обыгрывает контекст романа, она добавляет в сюжет и новые темы, наиболее значимая из которых — высказывание на тему современного понимания мужественности и гендерных ролей. <...>
Особый взгляд на частную жизнь персонажей
Авторы фильма творчески подходят к материалу и смещают объектив в сторону сюжетов, не типичных для классических экранизаций романов Остен и, конечно, не представленных в книгах самой писательницы. Эти добавления подчеркивают всю банальность и обыденность жизни землевладельцев.
В одной из сцен мистер Найтли показан полностью обнаженным в момент, когда его переодевают слуги. Этот эпизод удивляет, так как голое тело передает всю уязвимость человека, скрывающегося за аристократической броней и гендерным преимуществом. Другая сцена изображает Эмму, которая стоит у камина с поднятой до пояса юбкой, чтобы согреться. Ни один из этих эпизодов не кажется порнографическим или даже сексуальным. Вместо этого они представляют собой дерзкие комментарии на тему частной жизни британского дворянства.
Перемена реакции Эммы на признание Найтли
В кульминации фильма мистер Найтли неуклюже признается в своей любви к Эмме, заставляя ее прийти к осознанию собственных чувств. В разгар этого ошеломляющего объяснения реакция Эммы оказывается весьма неподходящей и в то же время очень человечной: у нее идет кровь из носа. Это кровотечение — гениальное дополнение к оригинальной истории. С одной стороны, оно очеловечивает заглавную героиню, которую подводит реакция собственного тела, с другой — подчеркивает несовершенную, иногда грязную природу любви. Спонтанное кровотечение Эммы разрушает зрительские ожидания, обыгрывая давнюю сентиментальную традицию романтических комедий.
Новый взгляд на характер мистера Найтли
Одно из наиболее серьезных изменений в новом фильме — характер мистера Найтли. С бараньей отбивной в зубах он скорее похож на хоббита из Шира, чем на традиционного героя Остен. Его внешняя напыщенность дополнена нюансами и смягчена внутренними конфликтами. В книге это практичный и сочувствующий человек, однако его старомодная манера поведения и советы не подходят для современной аудитории. Найтли в исполнении Флинна получился страстным и мучающимся от своей любви героем, что сделало его более реалистичным персонажем. <...>
Смена гендерных и властных приоритетов
В книге мистер Найтли на шестнадцать лет старше Эммы. Такая разница в возрасте была нормальной во времена Джейн Остен, но может показаться странной сегодня. Неряшливый вид двадцатилетнего мальчишки, которым награждает своего персонажа Флинн, и медленно тлеющая страсть Эммы помогают сгладить разницу в возрасте. <...>
Режиссер также модернизирует романтические отношения, положенные в основу истории Джейн Остен. Подобно тому, как Гретта Гервиг в экранизации «Маленьких женщин» скорректировала устаревшие элементы повествования, Уайлд и Каттон наделили женских персонажей современным мировоззрением, основными принципами которого являются равноправие и свобода действий, а также предложили более глубокий взгляд на мужественность. В финале Эмма находит нечто большее, чем любовь, она получает партнера, равного себе.
По материалу screenrant.com