Бывало ли так, что с литературным героем вы познакомились задолго до того, как начали читать роман? Конечно да! А все потому, что многие «классические» персонажи давно живут своей жизнью, оторвавшись и от автора, и от книги, в которой появились.
Их можно встретить в кино, театре, на радио и в книгах других писателей! Вспомнили несколько знаменитых персонажей, которые кочуют из произведения в произведение.
Шерлок Холмс
Каждый пятый британец считает, что Шерлок Холмс существовал на самом деле! Его популярность настолько велика, что многие писатели не стеснялись использовать образ знаменитого сыщика в своих текстах. Холмс «побывал» даже в России: в самом начале XX века была опубликована серия рассказов о приключениях знаменитого детектива в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде и в Сибири.
Шерлок Холмс стал героем произведений сына Артура Конан Дойла, Адриана, французского романиста Мориса Леблана, Марка Твена и Бориса Акунина. Среди совсем уж неожиданных «литературных воров» — президент США Франклин Делано Рузвельт и «король ужасов» Стивен Кинг.
И чего с бедным героем только ни делали: топили, травили, сбрасывали со скалы, заставляли участвовать в двух мировых войнах и оставляли умирать от старческого маразма в 96 лет, ничто его не берет! Шерлок жив до сих пор и продолжает шествие в литературе и кино.
Доктор Джекил и Мистер Хайд
Повесть Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» появилась в 1886 году. Традиционная для готической литературы тема двойничества здесь подана через призму только что появившейся научной фантастики. Возможно, Стивенсон даже опередил Фрейда с его теорией «бессознательного», но это уже вопрос к профессиональным психиатрам.
За много лет существования истории о Джекиле и Хайде, портрет второго сильно изменился. Маленький, худощавый и весьма неприятный человек из литературного оригинала превратился в огромного монстра, который передвигается только по крышам. А виноват в этом кинематограф: именно таким Хайд стал в экранизации 1941 года режиссера Виктора Флеминга.
Укрепил этот образ миф о Халке, созданный компанией Marvel в 1962 году. Хайд и Халк одновременно и очень разные, и очень похожие существа. Их альтер-эго — гениальные ученые, а сами они — та часть бессознательного, которую человек мечтает спрятать от мира. Эти сходства, при всей разнице в биографии и поведении, делают Халка плотью от плоти Хайда.
Немногим позже Marvel вывела на сцену суперзлодея с именем Хайд, который зачитывался романом Стивенсона и мечтал повторить эксперимент доктора Джекила.
Под своим именем и со своей биографией Джекил и Хайд появились в британском комиксе «Лига выдающихся джентльменов».
Капитан Немо
В романах «Двадцать тысяч льё под водой» и «Таинственный остров» Жюль Верн рассказал историю жизни одного из самых загадочных героев — капитана Немо. Несмотря на то, что автор поставил точку в его биографии, образ капитана не единожды использовался позже.
Начнем с того, что в 1904 году о создателе «Наутилуса» вспомнил французский журналист Артуро Кароти в романе «Наследство капитана Немо». В его книге Немо после смерти признан гениальным ученым, именем которого назван радиологический институт.
Через несколько десятков лет немецкий автор Вольфганг Хольбайн «подправил» биографию капитана и оставил в живых его сына Майка, который унаследовал подводную лодку своего отца.
Собственной персоной Немо появляется в комиксах. В бельгийском графическом романе «20000 столетий под водой» он сражается с Ктулху, а в «Лиге выдающихся джентльменов» он ни много ни мало спасал ненавистную ему Британскую империю от внешних врагов. Поводом для союза Немо с правительством, согласно комиксу, стало обещание независимости Индии.
Граф Дракула
В отличие от предыдущих персонажей, Влад Дракула был историческим лицом, но его образ мифологизирован настолько, что уже сложно разобрать, где правда, а где вымысел. «Литературная» биография валашского господаря началась аж в 1463 году, когда был издан анонимный памфлет в прозе. В тех же 1460-х свет увидела поэма мейстерзингера Михаэля Бехайма «О злодее...». Вместе они заложили основы мифа о Дракуле как о страшном тиране, гвоздями прибивающем чалмы к головам послов.
В середине 1480-х годов появилась древнерусская «Повесть о Дракуле воеводе». Если почитать ее внимательно, то станет понятно, что ее автор, дьяк русского посольского приказа Федор Курицын, даже симпатизирует валашскому господарю, однако на первый план повести все равно выходят страшные истории о казнях.
В конце XIX века об истории Дракулы узнал писатель Брэм Стокер. Мы не можем говорить о том, что Стокер копировал своего героя с Влада III, однако он заимствовал имя и те биографические факты, которые знал. Писатель связал истории о валашском правителе и румынские мифы о мертвецах-кровососах, — и так родился Дракула-вампир, образ которого до сих пор кочует по книгам и фильмам разных авторов. Во вселенной комиксов Marvel Дракула — один из суперзлодеев-вампиров, соперник Блэйда и Доктора Стрэнджа.
Чудовище Франкенштейна
Монстр из романа Мэри Шелли, созданный и оживленный ученым Виктором Франкенштейном, нередко ассоциируется со своим создателем и именуется просто Франкенштейном. В культуре его образ серьезно искажен множеством экранизаций и переделок первоисточника. После фильма Джеймса Уэйла, в котором роль чудовища сыграл Борис Карлофф, «Новый Прометей» превратился в сшитое из кусочков тел создание с умом пятилетнего ребенка. Но не таким представляла его Шелли... Ее Чудовище как минимум умно, жестоко, но обладает чувством некоторой справедливости (если вы помните, оно собиралось покарать и себя в том числе).
Позднейшие экранизации только усилили разницу между авторским оригиналом и тем образом, который увидел Уэйл. Чуть лучше дело обстоит в литературе. Монстр появился в книгах таких небезызвестных авторов, как Брайан Олдисс, Теодор Рошак и Питер Акройд. Каждый их этих писателей по-своему переработал роман о Викторе Франкенштейне и его создании, но бережнее, чем кинематографисты... То ли профессиональная этика повлияла, то ли совесть заела.