07 декабря, 2022

Главные секреты романа «Белая гвардия»

Рассказываем о знаменитом произведении Михаила Булгакова

Саша Баринова
Редактор сайта eksmo.ru
Главные секреты романа «Белая гвардия»

Кадр из сериала «Белая гвардия», 2012

О «Белой гвардии» вспоминают не так часто, как о «Мастере и Маргарите», а меж тем именно к ней Михаил Булгаков относился с особенным трепетом и нежностью, не раз перерабатывал, добавлял новые сцены и уничтожал старые, горевал, когда произведение отказывались печатать.

Белая гвардия -19% Белая гвардия Михаил Булгаков 385 ₽ 475 ₽ -19% В корзину

История нескольких людей, которым не посчастливилось жить на сломе эпох, в разгар гражданской войны, сегодня звучит особенно актуально. Но тогда, в начале 20-х годов прошлого века, Михаил Булгаков навряд ли предполагал, что спустя сотню лет его текст зазвучит с новой печальной силой. Ему, начинающему писателю, хотелось зафиксировать один из самых трагических периодов в истории родного Киева, создать произведение, которое полностью передавало бы атмосферу общего безумия, беспрестанной смены власти, а вместе с тем тоски по уходящей привычной жизни и страха перед неотвратимо наступающей новой.

В нашей статье мы расскажем, как создавался роман, чем «Белая гвардия» отличается от «Дней Турбиных» и почему спектакль по книге сняли спустя всего три сезона после премьеры, несмотря на то что он очень нравился Сталину.

Булгаков писал роман по мотивам судьбы своей семьи

«Роман этот я люблю больше всех других моих вещей», — писал Булгаков. И такая привязанность к первому крупному произведению была вовсе не случайной. К написанию «Белой гвардии» Булгаков приступил в 1922 году, после смерти матери, а в сюжет включил эпизоды из жизни собственной семьи. Именно поэтому драматическая история Турбиных разворачивается в Киеве.

Сам Булгаков родился в этом городе на Воздвиженской улице, а позднее вместе с родителями перебрался в дом 13 на Андреевском спуске. Этот скромный особнячок и стал пристанищем Турбиных. Классик в деталях воссоздал обстановку, знакомую ему с детства, так что у читателей есть возможность прогуляться по настоящему дому писателя, воочию увидеть его ближайших родственников и друзей.

Семья Михаила Булгакова

Так, прототипом Елены стала родная сестра прозаика Варвара, а поручика Мышлаевского Михаил Афанасьевич писал с Николая Сингаевского, своего друга детства. Судьба Николки, описанная в романе, полностью копирует события, происходившие с младшим братом Булгакова — Николаем. Тальберг, по утверждениям историков, — копия реального мужа Варвары Булгаковой, который одним из первых перешел на сторону большевиков. А вот в образ Алексея Турбина романист вложил собственные черты. Не выдумка и фамилия главных персонажей: Турбиной была в девичестве бабушка Булгакова по материнской линии.

Роман должен был стать первой частью трилогии

Помимо того, что Михаил Булгаков не раз переписывал роман едва ли не с чистого листа, постоянно находя рукопись недостаточно серьезной и глубокой, изначально он задумывал произведение как трилогию, где «Белая гвардия» стала бы лишь первым томом. Согласно идее классика, во второй части должны были описываться события 1919 года, в третьей — 1920-го, в последней книге Мышлаевский переходил на сторону большевиков.

Михаил Булгаков

Но замысел так и не был воплощен в реальность, навсегда оставшись лишь заметками на полях. Более того, о трилогии почти никому не было известно. Единственным человеком, кто упомянул об этой истории, была машинистка Ирина Раабен, работавшая с писателем с 1922 по 1924 год и перепечатывавшая в том числе и «Белую гвардию». Так она вспоминала о работе над рукописью:

«Этот роман я печатала не менее четырех раз — с начала до конца. Многие страницы помню перечеркнутые красным карандашом крест-накрест — при перепечатке из 20 оставалось иногда три-четыре. Работа была очень большая... В первой редакции Алексей погибал в гимназии. Погибал и Николка — не помню, в первой или во второй редакции. Алексей был военным, а не врачом, а потом это исчезло. Булгаков не был удовлетворен романом».

Не раз менялось и название будущего шедевра русской литературы: «Полночный крест», «Алый мак», «Белый крест». К последнему наименованию, к слову, Булгаков был особенно привязан, о чем также упоминала Раабен. Однако журнал «Россия», куда писатель собирался направить рукопись, порекомендовал изменить название. Корректировкой заглавия дело не ограничилось: редакция не раз вносила правки в произведение, правил текст и сам Михаил Афанасьевич. Первая часть романа увидела свет в 1924-м. Полностью же книга была напечатана лишь в 1927-1929 годах в Париже. А вот в России «Белая гвардия» трансформировалась в пьесу «Дни Турбиных».

«Белая гвардия» и «Дни Турбиных» — это одно и то же (почти)

Принято считать, что роман «Белая гвардия» послужил первоисточником знаменитой пьесе «Дни Турбиных». Но и он не был первым произведением, посвященным этой семье. Книга родилась из короткой пьески «Братья Турбины». Ее Булгаков написал во Владикавказе, где она и была инсценирована наряду с другими ранними текстами классика, такими как «Глиняные женихи», «Парижские коммунары» и другие. И, надо сказать, по местным меркам Булгаков имел большой успех. Спектакль принимали с восторгом и шумными овациями. Позже, однако, классик уничтожил все рукописи того времени, посчитав их слабыми. В письмах к сестрам он в отчаянии писал:

«Рвань все: и „Турбины“, и „Женихи“. Все делаю наспех. Все. В душе моей печаль... С одной стороны, они шли с боем четыре раза, а с другой стороны — слабовато. Это не драма, а эпизод... Они чушь... Все эти пьесы... Все это хлам...»

Первой своей драматургической серьезной работой Михаил Афанасьевич считал именно «Дни Турбиных». После публикации первой части романа к писателю обратились режиссеры Московского Художественного Академического театра с просьбой инсценировать книгу. Булгаков с энтузиазмом согласился.

Спектакль «Дни Турбиных», 1926

Увы, работа оказалась вовсе не такой простой, как виделась на первый взгляд. Классик бесконечно воевал и с постановщиками, и с завлитом МХАТа, а после — с репертуарными органами. Все оппоненты просили вносить правки в уже готовую пьесу. Поэтому в октябре 1926-го, когда состоялась премьера, первоначальный вариант угадывался лишь отчасти — произведение обрело необходимые идеологические контуры. За сценой в финале будто бы чуть громче, чем стоило, звучал победный «Интернационал», князь Мышлаевский присоединялся к новой власти, а прочие — безропотно подчинялись обстоятельствам.

И тем не менее драма, родившаяся из масштабного романа, во многом определила судьбу МХАТа, помогла совершить ей крутой вираж, оставить в живых умиравший в тот период театр. Не менее, впрочем, повлияла эта работа и на творческий путь Михаила Булгакова. Правда, совсем иначе.

«Дни Турбиных» сняли с репертуара спустя три сезона

Спектакль имел оглушительный успех. Прежде подобное впечатление на публику произвела только постановка «На дне» Горького — тогда представление окончилось демонстрацией и арестами.

Василий Лужский, завлит МХАТа, без лишних эмоций написал в дневнике о премьере «Дней Турбиных»: «Вечером на премьере „Турбиных“ все спокойно... Полный сбор в театре. По теперешним временам публика изысканная, чопорная. Успех очень большой...» На деле же за все время представления к театру семь раз выезжала карета скорой помощи, со зрителями случались истерические припадки, обмороки и даже вполне реальные сердечные приступы.

Булгаков с артистами МХАТа

Пришлась по душе постановка и Иосифу Сталину. Удивительно, но он не только при любой возможности отстаивал и пьесу, и спектакль, да что там, и самого Михаила Булгакова, но и посмотрел представление более двадцати раз. Однако и это не спасло постановку: спектакль шел на сцене МХАТа всего три сезона, постоянно подвергаясь критике и нападкам со стороны театроведов, журналистов, членов репертуарных органов.

Критик Александр Орлинский, например, назвал «Дни Турбиных» в своей рецензии «политической демонстрацией, в которой автор симпатизирует отбросам Белой гвардии». Интересно, что среди яростных ненавистников Булгакова и его творчества был и Владимир Маяковский. Он предлагал пролетариям срывать спектакли по произведениям «коллеги». Противостояние двух классиков окончилось лишь в 1930 году со смертью поэта.

Спектакль «Дни Турбиных» был запрещен к показу в 1929-м, по странному стечению обстоятельств в тот же год, когда «Белая гвардия» была опубликована целиком. За этой постановкой последовали и другие, Булгаков подвергся травле, унизительным обыскам, от него отвернулся весь московский бомонд. Это заставило писателя даже задуматься об отъезде из страны, но Иосиф Сталин убедил его остаться.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 64624  книги
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 64624  книги

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации