Кадр из сериала «Белая гвардия», 2012
О «Белой гвардии» вспоминают не так часто, как о «Мастере и Маргарите», а меж тем именно к ней Михаил Булгаков относился с особенным трепетом и нежностью, не раз перерабатывал, добавлял новые сцены и уничтожал старые, горевал, когда произведение отказывались печатать.
-19% Белая гвардия 385 ₽ 475 ₽ -19% В корзину
История нескольких людей, которым не посчастливилось жить на сломе эпох, в разгар гражданской войны, сегодня звучит особенно актуально. Но тогда, в начале 20-х годов прошлого века, Михаил Булгаков навряд ли предполагал, что спустя сотню лет его текст зазвучит с новой печальной силой. Ему, начинающему писателю, хотелось зафиксировать один из самых трагических периодов в истории родного Киева, создать произведение, которое полностью передавало бы атмосферу общего безумия, беспрестанной смены власти, а вместе с тем тоски по уходящей привычной жизни и страха перед неотвратимо наступающей новой.
В нашей статье мы расскажем, как создавался роман, чем «Белая гвардия» отличается от «Дней Турбиных» и почему спектакль по книге сняли спустя всего три сезона после премьеры, несмотря на то что он очень нравился Сталину.
Булгаков писал роман по мотивам судьбы своей семьи
«Роман этот я люблю больше всех других моих вещей», — писал Булгаков. И такая привязанность к первому крупному произведению была вовсе не случайной. К написанию «Белой гвардии» Булгаков приступил в 1922 году, после смерти матери, а в сюжет включил эпизоды из жизни собственной семьи. Именно поэтому драматическая история Турбиных разворачивается в Киеве.
Сам Булгаков родился в этом городе на Воздвиженской улице, а позднее вместе с родителями перебрался в дом 13 на Андреевском спуске. Этот скромный особнячок и стал пристанищем Турбиных. Классик в деталях воссоздал обстановку, знакомую ему с детства, так что у читателей есть возможность прогуляться по настоящему дому писателя, воочию увидеть его ближайших родственников и друзей.
Семья Михаила Булгакова
Так, прототипом Елены стала родная сестра прозаика Варвара, а поручика Мышлаевского Михаил Афанасьевич писал с Николая Сингаевского, своего друга детства. Судьба Николки, описанная в романе, полностью копирует события, происходившие с младшим братом Булгакова — Николаем. Тальберг, по утверждениям историков, — копия реального мужа Варвары Булгаковой, который одним из первых перешел на сторону большевиков. А вот в образ Алексея Турбина романист вложил собственные черты. Не выдумка и фамилия главных персонажей: Турбиной была в девичестве бабушка Булгакова по материнской линии.
Роман должен был стать первой частью трилогии
Помимо того, что Михаил Булгаков не раз переписывал роман едва ли не с чистого листа, постоянно находя рукопись недостаточно серьезной и глубокой, изначально он задумывал произведение как трилогию, где «Белая гвардия» стала бы лишь первым томом. Согласно идее классика, во второй части должны были описываться события 1919 года, в третьей — 1920-го, в последней книге Мышлаевский переходил на сторону большевиков.
Михаил Булгаков
Но замысел так и не был воплощен в реальность, навсегда оставшись лишь заметками на полях. Более того, о трилогии почти никому не было известно. Единственным человеком, кто упомянул об этой истории, была машинистка Ирина Раабен, работавшая с писателем с 1922 по 1924 год и перепечатывавшая в том числе и «Белую гвардию». Так она вспоминала о работе над рукописью:
«Этот роман я печатала не менее четырех раз — с начала до конца. Многие страницы помню перечеркнутые красным карандашом крест-накрест — при перепечатке из 20 оставалось иногда три-четыре. Работа была очень большая... В первой редакции Алексей погибал в гимназии. Погибал и Николка — не помню, в первой или во второй редакции. Алексей был военным, а не врачом, а потом это исчезло. Булгаков не был удовлетворен романом».
Не раз менялось и название будущего шедевра русской литературы: «Полночный крест», «Алый мак», «Белый крест». К последнему наименованию, к слову, Булгаков был особенно привязан, о чем также упоминала Раабен. Однако журнал «Россия», куда писатель собирался направить рукопись, порекомендовал изменить название. Корректировкой заглавия дело не ограничилось: редакция не раз вносила правки в произведение, правил текст и сам Михаил Афанасьевич. Первая часть романа увидела свет в 1924-м. Полностью же книга была напечатана лишь в 1927-1929 годах в Париже. А вот в России «Белая гвардия» трансформировалась в пьесу «Дни Турбиных».
«Белая гвардия» и «Дни Турбиных» — это одно и то же (почти)
Принято считать, что роман «Белая гвардия» послужил первоисточником знаменитой пьесе «Дни Турбиных». Но и он не был первым произведением, посвященным этой семье. Книга родилась из короткой пьески «Братья Турбины». Ее Булгаков написал во Владикавказе, где она и была инсценирована наряду с другими ранними текстами классика, такими как «Глиняные женихи», «Парижские коммунары» и другие. И, надо сказать, по местным меркам Булгаков имел большой успех. Спектакль принимали с восторгом и шумными овациями. Позже, однако, классик уничтожил все рукописи того времени, посчитав их слабыми. В письмах к сестрам он в отчаянии писал:
«Рвань все: и „Турбины“, и „Женихи“. Все делаю наспех. Все. В душе моей печаль... С одной стороны, они шли с боем четыре раза, а с другой стороны — слабовато. Это не драма, а эпизод... Они чушь... Все эти пьесы... Все это хлам...»
Первой своей драматургической серьезной работой Михаил Афанасьевич считал именно «Дни Турбиных». После публикации первой части романа к писателю обратились режиссеры Московского Художественного Академического театра с просьбой инсценировать книгу. Булгаков с энтузиазмом согласился.
Спектакль «Дни Турбиных», 1926
Увы, работа оказалась вовсе не такой простой, как виделась на первый взгляд. Классик бесконечно воевал и с постановщиками, и с завлитом МХАТа, а после — с репертуарными органами. Все оппоненты просили вносить правки в уже готовую пьесу. Поэтому в октябре 1926-го, когда состоялась премьера, первоначальный вариант угадывался лишь отчасти — произведение обрело необходимые идеологические контуры. За сценой в финале будто бы чуть громче, чем стоило, звучал победный «Интернационал», князь Мышлаевский присоединялся к новой власти, а прочие — безропотно подчинялись обстоятельствам.
И тем не менее драма, родившаяся из масштабного романа, во многом определила судьбу МХАТа, помогла совершить ей крутой вираж, оставить в живых умиравший в тот период театр. Не менее, впрочем, повлияла эта работа и на творческий путь Михаила Булгакова. Правда, совсем иначе.
«Дни Турбиных» сняли с репертуара спустя три сезона
Спектакль имел оглушительный успех. Прежде подобное впечатление на публику произвела только постановка «На дне» Горького — тогда представление окончилось демонстрацией и арестами.
Василий Лужский, завлит МХАТа, без лишних эмоций написал в дневнике о премьере «Дней Турбиных»: «Вечером на премьере „Турбиных“ все спокойно... Полный сбор в театре. По теперешним временам публика изысканная, чопорная. Успех очень большой...» На деле же за все время представления к театру семь раз выезжала карета скорой помощи, со зрителями случались истерические припадки, обмороки и даже вполне реальные сердечные приступы.
Булгаков с артистами МХАТа
Пришлась по душе постановка и Иосифу Сталину. Удивительно, но он не только при любой возможности отстаивал и пьесу, и спектакль, да что там, и самого Михаила Булгакова, но и посмотрел представление более двадцати раз. Однако и это не спасло постановку: спектакль шел на сцене МХАТа всего три сезона, постоянно подвергаясь критике и нападкам со стороны театроведов, журналистов, членов репертуарных органов.
Критик Александр Орлинский, например, назвал «Дни Турбиных» в своей рецензии «политической демонстрацией, в которой автор симпатизирует отбросам Белой гвардии». Интересно, что среди яростных ненавистников Булгакова и его творчества был и Владимир Маяковский. Он предлагал пролетариям срывать спектакли по произведениям «коллеги». Противостояние двух классиков окончилось лишь в 1930 году со смертью поэта.
Спектакль «Дни Турбиных» был запрещен к показу в 1929-м, по странному стечению обстоятельств в тот же год, когда «Белая гвардия» была опубликована целиком. За этой постановкой последовали и другие, Булгаков подвергся травле, унизительным обыскам, от него отвернулся весь московский бомонд. Это заставило писателя даже задуматься об отъезде из страны, но Иосиф Сталин убедил его остаться.