Трехтомный роман «Горький квест», пожалуй, самое необычное произведение Александры Марининой. Это не детектив и здесь никого из героев не убивают, но такой спойлер не боится давать даже сама романистка, потому что загадкам, которые придется решать персонажам новой книги, позавидовала бы и Каменская.
Впервые часть сюжета книги писательница воспроизвела в реальности. Маринина собрала фокус-группу из молодых людей. В романе их ровесники стали участниками трудоемкого и финансово затратного эксперимента, суть которого заключалась в том, чтобы узнать, как люди, никогда не жившие в СССР, отреагируют на комсомольские собрания, советскую одежду и продукты, дефицит и блат.
О сюжете:
«Старые добрые семидесятые: стабильность и покой, бесплатное образование, обед в столовой по рублю, мороженое по 19 копеек... Мечта!? Что ж, Квест покажет... Организаторы отобрали несколько парней и девушек для участия в весьма необычном эксперименте — путешествии в 1970-е годы. В доме, где предстоит жить добровольцам, полностью воссоздан быт эпохи „развитого социализма“. Они читают пьесы Максима Горького, едят советские продукты, носят советскую одежду и маются от скуки на „комсомольских собраниях“, лишенные своих смартфонов и прочих гаджетов. С виду — просто забавное приключение. Вот только для чего все это придумано? И чем в итоге закончится для каждого из них?»
На презентации «Горького квеста» писательница рассказала, какие стереотипы помогла преодолеть ей работа над этим романом.
Взглянуть на произведения Максима Горького другими глазами
Один из «закадровых» героев книги, мечтая о профессии учителя литературы, написал ряд эссе, посвященных Горькому. В них он рассказал о том, как сам видит тексты писателя и что предлагает сделать для того, чтобы заинтересовать учеников. Осуществить идею персонажу не удается, он умирает слишком рано, оставив после себя только эти записки.
Ориентируясь на них, его ровесники из XXI века должны понять, кем был этот человек.
Горький квест. Том 1 Твердый переплет 400 ₽ 799 ₽ -50% В корзину
«Когда я готовилась к работе над «Обратной силой», мне нужно было прочитать много литературы, написанной в XIX веке, просто для того, чтобы получше ухватить атмосферу и особенности языка. Я читала это, вспоминая, что мне говорили в школе и приходила в ужас от того, насколько испорчено было наше школьное восприятие советским идеологизированным преподаванием. Я читала Пушкина, Гоголя, Толстого, Салтыкова-Щедрина, а потом и Чехова. Горького не тронула, потому что в голове сидела мысль о том, что он пролетарский писатель. Во время «процесса восстановления», который идет после каждой книги (это время, когда я ничего не пишу и ни над чем не работаю), я все-таки взялась за «Дело Артамоновых» и тут поняла, что наши учебники были еще хуже, чем я думала! Ведь Горький ни разу не про революцию, он про жизнь, про любовь и про человека. От революции у него только специально приделанные хвосты. Так возникла идея «Горького квеста».
<...>
«Для работы над книгой я попросила своих друзей достать мне учебники по советской литературе для 8 — 10 классов, 70 — 73 годов, и это действительно ужас. Пользовалась изданиями “Намедни” и огромным неподъемным томом “Россия в XX веке”, похожим на энциклопедический календарный справочник. Причем эту книгу мне пришлось покупать дважды, потому что первая у меня пропала. Кто ее мог унести, для меня большая загадка. А еще есть очень хорошие культурологические издания о повседневной жизни Москвы в период Хрущева и Брежнева. Например, научное и очень дельное издание про магазины “Березка”».
Узнать побольше о другом поколении
Можно сказать, что «Горький квест» — книга, основанная на реальных событиях. Во всяком случае, эксперимент во время работы над ней был поставлен настоящий, хотя, возможно, и не такой интригующий, как в романе.
Горький квест. Том 2 Твердый переплет 400 ₽ 799 ₽ -50% В корзину
«Я плохо представляю себе то, как мыслят люди, которым сегодня от двадцати до тридцати лет. Это уже не мое поколение, и между нами лежит почти непреодолимая пропасть. Я попросила своего знакомого, молодого писателя, который подходит под эту возрастную категорию, познакомить меня с его сверстниками, готовыми потратить несколько часов своего свободного времени для того, чтобы поиграть со мной в ролевые игры.
У нас было четыре сессии. Я предлагала им проблемы, которые нужно было решить с учетом тех ограничений, законов и правил, которые существовали в советской стране. После этих сессий мне стало хоть немного понятно, чем они отличаются от нас, а мы от них. Но самое главное — мне стало понятно, что они совершенно замечательные, если повернуться к ним лицом. Вот так же, как мне в свое время стало обидно за тексты Горького, так же мне стало обидно и за современную молодежь, которую люди нашего поколения и поколения после нас не хотят принимать, отторгают, считают глупыми. Нужно повернуться к ним лицом и приглядеться попристальнее. Об этом, собственно, моя книга».
Избавиться от чувства ностальгии
Участникам квеста предлагают поразмыслить над ситуациями, которые легко бы решились в XXI веке.
Как говорить с учениками советской школы об эротических сценах в классике? Куда деть вечером ребенка матери-одиночке, если она хочет пойти в кино? Что делать, если на прогулке вы срочно захотели (извините) в туалет? Эти и другие вопросы были очень непростой задачей для тех, кто жил в CCCР.
Горький квест. Том 3 Твердый переплет 400 ₽ 799 ₽ -50% В корзину
«Семидесятые — это мои старшие классы, университет и начало службы в МВД. Первое главное ощущение от этого времени — что все вранье, но нужно делать вид, что я верю. Окончание университета и начало службы — ощущение унижения от всего, начиная от необходимости стоять в часовых очередях для того, чтобы купить очень плохое мясо, если оно вообще продавалось, и заканчивая бесконечным выслушиванием фраз “вы женщина, у вас нет опыта практической работы, вам ничего не положено”. Это означало, что не будет ни нормальной должности, ни нормальной работы, ни нормальной зарплаты, ни нормального отношения, потому что я женщина, не член партии и у меня не было опыта практической работы. Поэтому для меня 70-е годы — это чувство бесправности и унижения. И вот это понимание я вложила в одного из молодых героев романа».