Встречи с авторами Подбор подарка
09 сентября, 2022

Как читателям, писателям и критикам понять классиков

Обсуждение новой книги Джорджа Сондерса «Купание в пруду под дождем» с Creative Writing School
Как читателям, писателям и критикам понять классиков

6 августа издательство «Эксмо» совместно с Creative Writing School организовало дискуссию с преподавателями курсов по написанию прозы. В центре обсуждения оказалась новое произведение Джорджа Сондерса «Купание в пруду под дождем», в которой автор разбирает семь рассказов русских классиков и показывает, как под разными точками зрения можно читать и анализировать эти известные произведения.

Писатель Сондерс Джордж Модератором встречи выступил Максим Мамлыга, один из первых читателей романа на русском языке, автор отзыва на обложке книги и книжный обозреватель журнала «Правила жизни». В самом обсуждении приняли участие: литературные критики и ведущие мастерских CWS Денис Банников и Екатерина Федорчук.

Участники дискуссии поговорили о том, почему классики до сих пор актуальны, как анализировать литературные тексты и чем может быть интересна книга лауреата Букеровской премии Джорджа Сондерса самому рядовому читателю.

Литературный инструментарий Сондерса

Весь инструментарий в книге Сондерса заключен в два пласта.

Первый — предрасположенность к тому, чтобы задавать вопросы и понимать на что ориентироваться, как эти вопросы ставить. Поскольку вопросы могут быть абсолютно бессмысленными и безосновательными, а могут — насущными и достаточно интересными.

В своей книге Сондерс в отношении русской классики говорит, что нужно смотреть на технические аспекты, на то как сделан текст. Сначала мы читаем текст с помощью своей чувственной оптики, фиксируем те чувства, которые возбудил в нас текст, а дальше задаем правильные вопросы, почему текст воздействует так, а не иначе. Почему в этом моменте текст работает, а в этом нет.

Это и есть первый пласт — умение фиксировать свои чувства с карандашом и ставить правильные вопросы, которые потом приведут к удивительным ответам.

Второй пласт — писательский прикладной. Сондерс на примерах семи рассказов показывает, как по-разному можно делать одно и то же. Начиная с внутрисистемных аспектов: диалог, зачин, завязка, описание героев, развитие фабулы, сюжетный твист, концовка, — все эти вещи. Он с выдающейся дотошностью разбирает, как по-разному это делают писатели.

Какие навыки помогает развить книга Сондерса

Для человека, который возьмет эту книгу, это будет первый подобный читательский опыт в его жизни. Это будет очень большой шаг к другим книгам, филологическим статьям, монографиям, анализам. Потому что, благодаря Сондерсу, читатель уже будет понимать, какие у писателя есть инструменты и приемы, которыми пользоваться можно совершенно по-разному.

Прежде всего Сондерс культивирует в нас вдумчивого внимательного читателя, который может потом приложить его методику анализа литературного произведения на любой другой текст. Это самый главный навык, который помогает развить эта книга.

Как анализировать художественный текст

В книге Сондерса все эссе делятся на три части.

Первая часть — это то, что называется внимательным чтением. Сондерс к каждому классическому тексту пишет свой параллельный рассказ. Складывается ощущение, что он просто пересказывает тексты классиков на современном художественном языке, ориентируясь на современного читателя.

Купание в пруду под дождем -22% Купание в пруду под дождем Джордж Сондерс Твердый переплет 747 ₽ 958 ₽ -22% Добавить в корзину В корзину

Вторая часть — он переводит проблему на другой уровень и задает нравственно философские вопросы. Русская литература работает с социальными проблемами, и без этого нельзя ее воспринимать.

Например, в рассказе «Хозяин и работник» Толстой показывает перерождение хозяина. Сондерс задает неудобный вопрос: «А почему про работника Никиту ничего такого не сказано?». И дает ответ: «Потому что Толстой не смог здесь избавиться от спеси барина и аристократа, которым он является, и он не видит в Никите такого же человека, как в хозяине».

А третья часть — это спор с автором. Сондерс показывает, что он прочитал рассказ «Алеша Горшков» и всё понял, вывел идею, но ему она не нравится. Сондерс показывает, что как равный своим опытом человек и читатель, он говорит «нет» этому прекрасному шедевру и автору. Это очень ценный опыт.

Эти три шага — те литературные инструменты, с помощью которых мы можем работать с опытом классиков: пересказать внутри себя, подняться на другой уровень и вступить в бой.

Выбор рассказов: в чем прелесть русской классики

Сондерс мог взять семь общеизвестных по его субъективному мнению рассказов и показать, как их надо анализировать. Однако он выбрал тексты, которые кажутся не лазурно безупречными, зато наглядными, в них есть что обсудить. И самое главное: для автора, как для интерпретатора этих текстов, есть пространство, чтобы высказать свое мнение и попробовать оправдать в какой-то степени наших любимых русских классиков перед своими студентами.

Например, Сондерс говорит, что когда на занятиях он доходит до «Записок охотника» и «Певцов», то студенты со скрипом пробираются через эти тексты. Но затем он пробует объяснить, зачем в «Певцах» нужны эти скучные десять страниц перед последними тремя.

Он выбрал для книги рассказы классиков, которые в каком-то смысле можно анализировать от противного. Их не всегда легко защитить, но можно оправдать в отдельных аспектах. И с этим он прекрасно справляется в своей книге. Удивляет, что Сондерс по-настоящему благоговеет по отношению к нашей русской классике.

Эмоциональное VS рациональное чтение

Сондерс призывает нас подумать о том, что прочитанный текст заставляет нас чувствовать. А с другой стороны Сондерс говорит, что мы чувствуем конкретные эмоции, потому что они были заложены в авторский замысел. То есть с точки зрения писателя, он заранее должен подумать, через какие эмоциональные горки придется пройти читателю, и заложить это в свою историю.

Безусловно, эмоции важны для Сондерса, однако в «Купании в пруду под дождем» он говорит о том, что эмоциональное впечатление от текста не является целью читательского анализа.

Сондерс на примерах показывает в своей книге, что классическая русская литература работает не ради того, чтобы читатель получил эмоциональное эстетическое наслаждение, а ради истины.

Важно подчеркнуть эту мысль: русская литература — это инструмент, который ищет истину. Да, эмоции важны, они — наш инструмент, наш воздух, но у Сондерса они не являются целью.

Полная версия

Вся дискуссия записана на видео и доступна по ссылке.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80490 книг
Сонеты Шекспира
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80490 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Гениальный Джордж Сондерс: рассказываем о творчестве американского писателя

Гениальный Джордж Сондерс: рассказываем о творчестве американского писателя

Рассказы, роман и курс лекций о литературе

12 лучших книг, удостоенных Букеровской премии

12 лучших книг, удостоенных Букеровской премии

Романы-лауреаты британского Букера

Почему стоит прочитать роман «Линкольн в бардо»

Почему стоит прочитать роман «Линкольн в бардо»

Комментарий переводчика Григория Крылова

6 экзотических книжных путешествий по XX веку

6 экзотических книжных путешествий по XX веку

От НЭПа в России до гламурных 1990-х в Италии

Самые ожидаемые книги 2025 года от «Эксмо»

Самые ожидаемые книги 2025 года от «Эксмо»

Яркие новинки от детективов и романтики до китайских новелл

Святые преступники, одинокие ангелы и молодые старухи: гид по романам Кати Качур

Святые преступники, одинокие ангелы и молодые старухи: гид по романам Кати Качур

Рассказываем о книгах писательницы

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Топ-20 новинок и переизданий интеллектуальной прозы 2024 года

Книги, которые заставят вас иначе взглянуть на литературу

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Что почитать, если вам нравятся «Чисто английские убийства»

Больше уюта и тайн для ваших будней