6 августа издательство «Эксмо» совместно с Creative Writing School организовало дискуссию с преподавателями курсов по написанию прозы. В центре обсуждения оказалась новое произведение Джорджа Сондерса «Купание в пруду под дождем», в которой автор разбирает семь рассказов русских классиков и показывает, как под разными точками зрения можно читать и анализировать эти известные произведения.
Модератором встречи выступил Максим Мамлыга, один из первых читателей романа на русском языке, автор отзыва на обложке книги и книжный обозреватель журнала «Правила жизни». В самом обсуждении приняли участие: литературные критики и ведущие мастерских CWS Денис Банников и Екатерина Федорчук.
Участники дискуссии поговорили о том, почему классики до сих пор актуальны, как анализировать литературные тексты и чем может быть интересна книга лауреата Букеровской премии Джорджа Сондерса самому рядовому читателю.
Литературный инструментарий Сондерса
Весь инструментарий в книге Сондерса заключен в два пласта.
Первый — предрасположенность к тому, чтобы задавать вопросы и понимать на что ориентироваться, как эти вопросы ставить. Поскольку вопросы могут быть абсолютно бессмысленными и безосновательными, а могут — насущными и достаточно интересными.
В своей книге Сондерс в отношении русской классики говорит, что нужно смотреть на технические аспекты, на то как сделан текст. Сначала мы читаем текст с помощью своей чувственной оптики, фиксируем те чувства, которые возбудил в нас текст, а дальше задаем правильные вопросы, почему текст воздействует так, а не иначе. Почему в этом моменте текст работает, а в этом нет.
Это и есть первый пласт — умение фиксировать свои чувства с карандашом и ставить правильные вопросы, которые потом приведут к удивительным ответам.
Второй пласт — писательский прикладной. Сондерс на примерах семи рассказов показывает, как по-разному можно делать одно и то же. Начиная с внутрисистемных аспектов: диалог, зачин, завязка, описание героев, развитие фабулы, сюжетный твист, концовка, — все эти вещи. Он с выдающейся дотошностью разбирает, как по-разному это делают писатели.
Какие навыки помогает развить книга Сондерса
Для человека, который возьмет эту книгу, это будет первый подобный читательский опыт в его жизни. Это будет очень большой шаг к другим книгам, филологическим статьям, монографиям, анализам. Потому что, благодаря Сондерсу, читатель уже будет понимать, какие у писателя есть инструменты и приемы, которыми пользоваться можно совершенно по-разному.
Прежде всего Сондерс культивирует в нас вдумчивого внимательного читателя, который может потом приложить его методику анализа литературного произведения на любой другой текст. Это самый главный навык, который помогает развить эта книга.
Как анализировать художественный текст
В книге Сондерса все эссе делятся на три части.
Первая часть — это то, что называется внимательным чтением. Сондерс к каждому классическому тексту пишет свой параллельный рассказ. Складывается ощущение, что он просто пересказывает тексты классиков на современном художественном языке, ориентируясь на современного читателя.
-17% Купание в пруду под дождем Твердый переплет 805 ₽ 969 ₽ -17% Добавить в корзину
Вторая часть — он переводит проблему на другой уровень и задает нравственно философские вопросы. Русская литература работает с социальными проблемами, и без этого нельзя ее воспринимать.
Например, в рассказе «Хозяин и работник» Толстой показывает перерождение хозяина. Сондерс задает неудобный вопрос: «А почему про работника Никиту ничего такого не сказано?». И дает ответ: «Потому что Толстой не смог здесь избавиться от спеси барина и аристократа, которым он является, и он не видит в Никите такого же человека, как в хозяине».
А третья часть — это спор с автором. Сондерс показывает, что он прочитал рассказ «Алеша Горшков» и всё понял, вывел идею, но ему она не нравится. Сондерс показывает, что как равный своим опытом человек и читатель, он говорит «нет» этому прекрасному шедевру и автору. Это очень ценный опыт.
Эти три шага — те литературные инструменты, с помощью которых мы можем работать с опытом классиков: пересказать внутри себя, подняться на другой уровень и вступить в бой.
Выбор рассказов: в чем прелесть русской классики
Сондерс мог взять семь общеизвестных по его субъективному мнению рассказов и показать, как их надо анализировать. Однако он выбрал тексты, которые кажутся не лазурно безупречными, зато наглядными, в них есть что обсудить. И самое главное: для автора, как для интерпретатора этих текстов, есть пространство, чтобы высказать свое мнение и попробовать оправдать в какой-то степени наших любимых русских классиков перед своими студентами.
Например, Сондерс говорит, что когда на занятиях он доходит до «Записок охотника» и «Певцов», то студенты со скрипом пробираются через эти тексты. Но затем он пробует объяснить, зачем в «Певцах» нужны эти скучные десять страниц перед последними тремя.
Он выбрал для книги рассказы классиков, которые в каком-то смысле можно анализировать от противного. Их не всегда легко защитить, но можно оправдать в отдельных аспектах. И с этим он прекрасно справляется в своей книге. Удивляет, что Сондерс по-настоящему благоговеет по отношению к нашей русской классике.
Эмоциональное VS рациональное чтение
Сондерс призывает нас подумать о том, что прочитанный текст заставляет нас чувствовать. А с другой стороны Сондерс говорит, что мы чувствуем конкретные эмоции, потому что они были заложены в авторский замысел. То есть с точки зрения писателя, он заранее должен подумать, через какие эмоциональные горки придется пройти читателю, и заложить это в свою историю.
Безусловно, эмоции важны для Сондерса, однако в «Купании в пруду под дождем» он говорит о том, что эмоциональное впечатление от текста не является целью читательского анализа.
Сондерс на примерах показывает в своей книге, что классическая русская литература работает не ради того, чтобы читатель получил эмоциональное эстетическое наслаждение, а ради истины.
Важно подчеркнуть эту мысль: русская литература — это инструмент, который ищет истину. Да, эмоции важны, они — наш инструмент, наш воздух, но у Сондерса они не являются целью.
Полная версия
Вся дискуссия записана на видео и доступна по ссылке.