Прибалтийский берег вместо скал Дании, советские актеры в роли средневековых европейских аристократов и относительно небольшой бюджет. При всем таланте режиссера Григория Козинцева, его «Гамлет» мог бы стать лишь «очередной» экранизацией трагедии Уильяма Шекспира, а оказался в ряду лучших киноадаптаций легенды о принце датском.
«Гамлет» 1964 года в меру символичен, в меру реалистичен, «общедоступен», по словам критика Майи Туровской, но не упрощен и не опошлен. При многочисленных кинематографических приемах, использованных режиссером, фильм остался понятным и современным даже спустя полвека после его выхода его на экраны.
Козинцев избавился от всего лишнего в кадре. Внешняя обстановка лишь подсказывает, что действие происходит в абстрактном средневековье, эстетика которого выверена профессионалами по картинам и миниатюрам, но не отвлекает от истории Шекспира. Уже в начальных эпизодах зрительское внимание обращено на самодовольное выражение Клавдия во время его речи, счастливо-плотскую улыбку Гертруды и печальное, задумчивое лицо самого Гамлета.
Режиссер намеренно выбрал для экранизации более человечный и менее патетический перевод Бориса Пастернака, сократил многие монологи и компенсировал «недостаток информации» игрой актеров. Работа утвержденного без проб Иннокентия Смоктуновского, юной Анастасии Вертинской (девушки «с затуманенным взглядом средневековых Мадонн»), Михаила Названова, Эльзы Радзинь, Юрия Толубеева и многих других действительно впечатляющая.
Черно-белая картина в эпоху цветного (и более кассового) кино — тоже режиссерская уловка. Григорий Козинцев и оператор фильма, Йонас Грицюс, мастерски воспользовались всем, что было в их распоряжении. Игра света и тени, отражения, архитектура и природные ландшафты — детали в кадре направляют зрителя. Чего только стоит лестница, по которой принц идет с Горацио перед дуэлью (она почему-то ведет в небо). Пластический образ, придуманный Эйзенштейном, здесь служит предвестником трагической развязки.
Костюмы, при всей своей «незаметности», также символичны: черные одежды Гамлета, наряды королевы Гертруды и, особенно, платья Офелии. В сцене облачения в траур, девушку заковывают в железный корсет — эмблему жизни героини. Почти детское тело стягивают путы, так же, как неокрепший ум сковывают пошлые замечания отца и наставления брата. Девушка, сама того не желая, играет роковую роль в судьбе Гамлета, но ей, как и принцу, тесно в Эльсиноре. Тесно по-своему: Офелия, несмотря на «беспомощный ум», умеет любить.
«Гамлет» появился на больших экранах в июне 1964 года, незадолго до лирической повести «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева и первой киноверсии «Обыкновенного чуда» Эраста Гарина. Несмотря на классический сюжет, он прекрасно вписывается концепцию оттепельных фильмов. Картина была тепло прията отечественными и зарубежными зрителями и критиками. Среди многочисленных наград «Гамлета» — специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля.