Подбор подарка
08 декабря, 2017

Когда с первых страниц понимаешь, что дальше будет круто

«Анна Каренина», «Сто лет одиночества», «Новая жизнь» и еще девять книг, которые сразу же покоряют читателя

Когда с первых страниц понимаешь, что дальше будет круто

Бывает, что книга не сразу заинтересовывает, но дочитываешь ее уже с волнением и интересом. А бывает так: открываешь ее, не успеваешь еще дочитать первую главу, а уже понимаешь, что именно эта история для тебя особенная.

Не секрет, что писатели тщательно отбирают именно первые слова и сюжетные повороты своего произведения. Иногда эти фразы даже становятся крылатыми. Ведь они задают тон и темп всему повествованию. А еще авторы стараются продумать первый же сюжетный поворот так, чтобы завладеть нашим вниманием. Чтобы мы мучались вопросом: а что же дальше?

Редактор eksmo.ru Халимат Текеева рассказывает о книгах, от которых невозможно оторваться с самых первых строк.

 

Анна Каренина. Лев Толстой

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами»

Кто не знает этой цитаты! Это уже интернациональная мудрость: недаром роман включают на первые позиции во всех списках лучших произведений мира. А фраза «все смешалось в доме Облонских» превратилась в афоризм. Как еще объяснить это чувство, когда там, где все должно быть, казалось, мирно и спокойно, внезапно наступает смятение и бардак? А максима Толстого как бы подсказывает нам, что счастливые истории безумно скучны, а вот способов страдать люди находят куда больше.

 

Превращение. Франц Кафка

«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое»

Фраза про беспокойный сон и страшное насекомое - еще один мем, который знают во всем мире и особенно любят в России. Ведь просыпаясь тяжелым зимним серым утром и не чувствуя сил, мы иногда сами себе напоминаем насекомых.

 

Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков

«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер»

Один из самых запоминающихся эпизодов «Мастера и Маргариты» одновременно и первый. Председатель Массолита Берлиоз и поэт Бездомный сталкиваются с нечистой силой в виде загадочного и остроумного незнакомца Воланда. И пока Берлиоз с умным лицом рассуждает о происхождении религий и ниспровергает Канта, Аннушка уже купила подсолнечное масло.

 

Сто лет одиночества. Габриэль Гарсиа Маркес

«Много лет спустя, перед самым расстрелом, полковник Аурелиано Буэндиа припомнит тот далекий день, когда отец повел его поглядеть на лед»

Как Мелькиадес изначально знал, чем закончится история семьи Буэндиа, так и мы сразу же, с первой фразы, понимаем, что у полковника будет сложная жизнь. И хотя Маркес немного обманывает нас (Аурелиано Буэндиа переживет этот день), он честно сохранит петлеобразный стиль повествования: о важных событиях в жизни героев мы будем узнавать сразу, еще толком не успев познакомиться с ними. Хронологически будущее и прошлое будут перемешаны, но герои всегда будут одиноки.

 

Лолита. Владимир Набоков

«Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та»

Многие помнят начало из самого знаменитого романа Владимира Набокова. На первой же странице мы узнаем, что главный герой - убийца. Но для нескольких поколений читателей это признание Гумберта не так важно, как страсть, обреченность и одержимость, которые звучат в его словах.

 

Моби Дик. Герман Мелвилл

«Всякий раз, как я замечаю угрюмые складки в углах своего рта; всякий раз, как в душе у меня воцаряется промозглый, дождливый ноябрь; всякий раз, как я ловлю себя на том, что начал останавливаться перед вывесками гробовщиков и пристраиваться в хвосте каждой встречной похоронной процессии; в особенности же, всякий раз, как ипохондрия настолько овладевает мною, что только мои строгие моральные принципы не позволяют мне, выйдя на улицу, упорно и старательно сбивать с прохожих шляпы, я понимаю, что мне пора отправляться в плавание, и как можно скорее»

Лирический герой в самом начале просит называть его Измаилом, отказываясь назвать свое настоящее имя. Романтическая традиция хорошо прослеживается здесь. Книга рассказывает о противостоянии мятежного капитана Ахава и то ли вселенского зла, то ли рока, то ли самой природы — Белого кита. И если на суше байронического героя ничего не держит, то его готово испытать само море.

 

Мертвые души. Николай Гоголь

«В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, — словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод»

Чичиков задумывался как совершенно ничем не примечательный персонаж, который все же проворачивает интересное и даже дерзкое дельце. За этим рассуждением следует диалог крестьян о том, доедет ли бричка до Москвы или Казани или же все-таки сломается по дороге. И это — аллюзия на предприятие главного героя.

 

Над пропастью во ржи. Джером Д. Сэлинджер

«Если вам на самом деле хочется услышать эту историю, вы, наверно, прежде всего захотите узнать, где я родился, как провел свое дурацкое детство, что делали мои родители до моего рождения, — словом, всю эту давид-копперфилдовскую муть. Но, по правде говоря, мне неохота в этом копаться. Во-первых, скучно, а во-вторых, у моих предков, наверно, случилось бы по два инфаркта на брата, если б я стал болтать про их личные дела»

Уже по этим нескольким фразам заметно, насколько Холден язвителен и ершист. Хотя он и пытается дерзить и делает вид, что ему наплевать на то, что мы о нем думаем, на самом деле ему очень хочется поделиться своими мыслями и быть понятым. Он отстраняется фразами вроде «дурацкое детство» и «неохота в этом копаться». И как бы подтрунивает над родителями, но он их все же любит и не хочет никому делать больно.

 

Посторонний. Альбер Камю

«Сегодня умерла мама. А может быть, вчера — не знаю. Я получил из богадельни телеграмму: „Мать скончалась. Похороны завтра. Искренне соболезнуем“. Это ничего не говорит — может быть, вчера умерла»

Герой повести держится отстраненно от людей, событий вокруг него, своей собственной жизни. Ему чуждо и общество, и навязанные им ценности. Он смотрит на все так, будто это происходит не с ним.

 

Новая жизнь. Орхан Памук

«Однажды я прочитал книгу, которая изменила мою жизнь. Еще читая первые страницы, я ощутил такую ее силу, что мне показалось, будто тело мое отрывается от стола, за которым я сидел, и улетает. И тем не менее именно в этот момент я ощущал всем своим существом, каждой его частичкой, что крепче, чем когда-либо, продолжаю сидеть на стуле, за столом, а книга по-прежне­му воздействует не только на душу мою, но и на все, что делает меня мною»

Философскую притчу Орхана Памука «Новая жизнь» каждый волен понимать, как хочет. Начинается она так, что любой заядлый читатель готов воскликнуть: «У меня было то же самое!» Кто из нас не ощущал порой, что читает Ту Самую Книгу, автор которой будто разговаривает с тобой твоими же словами?

 

Август. Графство Осейдж. Трейси Леттс (пьеса)

«Жизнь очень длинная» Т.С. Элиот. Мне кажется...он заслуживает уважения за то, что написал это. Он не первый человек, который это сказал ... не первый человек, который подумал об этом. Почувствовал это. Но он написал эти слова на чистом листе бумаги и подписался. Этот парень был гений... поэтому, если вы произносите эти слова, назовите его имя"

Пьеса начинается с того, что престарелый поэт рассуждает о том, что жизнь очень длинная. Эта мысль кажется банальной, и он сам это прекрасно понимает, но все равно восхищается Элиотом. Увы, за видимой простотой скрывается подлинная трагедия. Человек, который открывал что-то новое в языке и мог найти форму для невысказанных чувств, теперь стар, он сгорблен под тяжестью прожитых лет и навалившихся бед. Он уже не такой, как раньше: пытается произнести что-то умное, а получается все равно банальщина.

 

Улисс. Джеймс Джойс

«Сановитый, жирный Бык Маллиган возник из лестничного проема, неся в руках чашку с пеной, на которой накрест лежали зеркальце и бритва. Желтый халат его, враспояску, слегка вздымался за ним на мягком утреннем ветерке.

Он поднял чашку перед собою и возгласил:
— Introibo ad altare Dei»

Фраза стала знаменитой, а дальше все равно мало кто прочитал :).

При выборе мы не учитывали эпиграфы, предисловия и справки (в случае «Моби Дика, или Белого кита»). При выборе книг нас интересовали первые фразы и первые сюжетные повороты.

 

Редактор eksmo.ru Халимат Текеева

Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76014  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76014  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации