23 июля, 2021

Когда я вырасту: поколение тридцатилетних в прозе Булата Ханова

Рассказываем о литературе миллениалов

Автор материала: Саша Баринова
Когда я вырасту: поколение тридцатилетних в прозе Булата Ханова

Имя молодого автора Булата Ханова все чаще мелькает в статьях литературных критиков и в списках претендентов на престижные награды. Действие его романов происходит в наше время и в недалеком будущем, его тексты заинтересуют всех, кто размышляет о своем месте в современном мире. В нашей статье мы расскажем, кто же такой Булат Ханов, как тридцатилетний учитель из Казани нашел свой путь к сердцу читателя и почему его книги так нужны сегодня.

Звездный мальчик

Студент казанского филфака Булат Ханов влетел в литературное пространство стремительно. Когда вышел его первый сборник рассказов «Мимоходики», автору было всего 20 лет.

Ханов Булат Альфредович Булат Ханов Смотреть книги

В 2014 году недавний выпускник устроил свою первую заметную публикацию: его рассказ «Эпическая сила» вошел в петербургскую антологию «Письма не нашего времени». Параллельно с написанием кандидатской диссертации и последующей работой в школе Ханов удостаивался наград для молодых писателей («Звездный билет» и «Лицей») и попадал в шорт-листы крупных премий. К 30 годам он проделал классический путь от малой формы до больших романов. Любой начинающий прозаик о таком послужном списке мог бы только мечтать.

Как это получается у Ханова? Возможно, дело в том, что реалистические и модернистские традиции вневременного русского романа он примеряет на тему миллениалов и их попыток согласовать себя с окружающим миром.

Философия миллениалов

«Радуйся, потому что прошло. Огорчайся, потому что было», — говорит один из героев романа «Развлечения для птиц с подрезанными крыльями» и этой мыслью утверждает философию всех персонажей хановских произведений.

Развлечения для птиц с подрезанными крыльями Развлечения для птиц с подрезанными крыльями Булат Ханов Мягкая обложка478 ₽525 ₽ В корзину В корзину

Миллениалы — поколение тридцатилетних, не желающих взрослеть. Им трудно любить, жить с кем-то бок о бок, зачастую они не торопятся заводить детей — сами не выросли же. Подобная отстраненность от полноводной жизни имеет и свои плюсы: появляется много времени для размышлений.

Впрочем, дальше размышлений дело обычно не заходит: реальная жизнь оказывается не готова вместить в себя столько мудрецов разом и предлагает людям обыденные вещи: любить, создавать семью, строить карьеру, помогать ближним. Но ничего из вышеперечисленного героям не подходит.

Учитель из «Непостоянных величин», москвич Роман, едет в Казань, чтобы найти смысл жизни и определить концепцию религии, — вместо того, чтобы заниматься любовью и добиваться простых целей. Совершает ли он что-то глобальное? Определенно, нет. Становится ли ему спокойнее, лучше? Тут уж как посмотреть.

Преподаватель Глеб из «Гнева» давно за порогом тридцатилетия, но и ему не чужды те же метания: он раздражен на общество, ставит себя отдельно от других, мечтает пойти против системы и... не идет. Мечты и идеи так и остаются мечтами и идеями, а вскоре несостоявшийся бунтарь и вовсе становится тем, кем так не хотел быть.

Гнев Гнев Булат Ханов Твердый переплет490 ₽544 ₽ В корзину В корзину

Персонажи в «Развлечениях для птиц...» испытывают экзистенциальную печаль и глушат ее пивом. Один из них мечтает переломить судьбу, отказаться от благ цивилизации, а если что — покончить с собой. Но дальше разговоров дело не заходит. Оказывается, что за громким желанием изменить мир прячется совсем другое: быть услышанным и понятым, докричаться до других. Почувствовать себя менее одиноким в мире, где каждый говорит о своей уникальности, но никто не слышит другого из-за общего гвалта.

Невольно складывается ощущение, будто герои Ханова забыли повзрослеть, а возраст в паспорте — досадная ошибка. Автору удается подробно и ясно рассказать о грустящих взрослых детях, которые никак не могут понять, «кем же станут, когда вырастут». Да и вырастут ли они вообще?

Маленький человек и взрослые дети

Страдания миллениалов вписываются в лучшие традиции русской литературы. Это герои нашего времени. И в то же время каждый из них — «маленький человек».

Персонажи Ханова склонны к побегу от общества и от самих себя. Раньше протагонисты уезжали на Кавказ, а в крайнем случае — на воды. У Ханова герои выбирают другие направления, но с той же целью.

Ира, Сергей, Елисей и Марк («Развлечения для птиц с подрезанными крыльями») скрываются от проблем на пивном фестивале. В «Непостоянных величинах» вчерашний студент отправляется в Казань. Его смертельно больная возлюбленная собирается на Алтай, чтобы провести последние дни среди феноменально красивых пейзажей.

Непостоянные величины Непостоянные величины Булат Ханов Мягкая обложка386 ₽429 ₽ В корзину В корзину

Правда, после они поступают в духе своих современников: быстро сдаются, отказываются от борьбы при первых же трудностях. Роман возвращается в столицу к привычной жизни, а его бывшая и вовсе признается, что выдумала диагноз — «пошутила». Ира продолжает бесцельно рассуждать о феминизме и веганстве после не слишком удачной и по-детски наивной акции на пивном фестивале. Подобная жизнь привычна и даже комфортна. Приносят ли эти мысленные и физические метания героям счастье? Вопрос спорный.

Булату Ханову удается уловить тонкую иронию в проблемах современного молодого человека: желая быть «не как все», стать «как все». Раствориться в общей массе, а потом и вовсе потеряться, занять свое маленькое место вместе с мотивационными курсами, медитациями, большими планами и скромными ресурсами для их воплощения.

Традиции большого романа сочетаются у Ханова с модернистскими приемами: легкий, понятный текст внезапно сменяется на поток сознания, потом — на витиеватые, не лишенные внезапного пафоса длинные абзацы, почти научные выкладки, а затем вновь все возвращается к привычному языку большого романа. Так происходит в «Гневе» и в «Непостоянных величинах». Расслабиться точно не получится.

«Булат Ханов — необычный автор: в нем уживается одновременно и реалист, и фантаст. Причем его фантастика не про бластеры и космолеты, а про допущения человеческой морали и общественного эго».

Редактор «Эксмо» Юлия Селиванова

Булат Ханов держит своего читателя в напряжении, его книги требуют постоянного умственного труда. Но может быть, это и есть литература нового поколения, полная скрытых смыслов, неявных отсылок и размышлений, близких каждому ровеснику писателя?

О границах добра и зла

В детстве добро и зло кажутся легко различимыми. Взрослая жизнь диктует свои правила: благо часто оборачивается насилием, а зло, напротив, обретает добродетельные черты. Булат Ханов в своих произведениях пытается разобраться, где же тонкая грань между «можно» и «нельзя», между «хорошо» и «плохо», да и есть ли она вообще. Добряки совершают неблаговидные поступки, неприятные герои оказываются способными на благородство.

«Ханов чуть-чуть сдвигает настройки традиционных ситуаций, и вот ты уже видишь, как обнажаются характеры героев, понимаешь, где у них проходит граница между „можно“ и „нельзя“, а где границы вообще нет. Ханова, кажется, завораживает (и в последнее время все чаще) всматривание в эту бездну добра-зла, — смотреть, пока одно станет неотличимо от другого».

Редактор «Эксмо» Юлия Селиванова

Это и делает тексты Ханова такими близкими к реальной жизни, где люди — это всего лишь люди, каждый со своими страхами, обидами, травмами, комплексами. Проза писателя отзывается в каждом из нас именно благодаря своей честности. Как будто Булат Ханов дает читателям возможность понаблюдать за персонажами, как за разноцветными рыбками через стекло аквариума, и внезапно узнать в них самих себя. Задуматься и, может быть, что-нибудь изменить. Ну, или в крайнем случае просто поговорить об этом перед тем, как уехать на Алтай или Гоа, чтобы созерцать и рефлексировать.

Книги по теме
Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 50425  книг
Яндекс Дзен
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 50416  книг

Читайте также

5 представителей современной русской прозы, о которых вы могли не знать Познавательно
5 представителей современной русской прозы, о которых вы могли не знать
От ярких дебютантов до лауреатов престижных премий
Зачем читать современную литературу? Познавательно
Зачем читать современную литературу?
Рассказываем, почему не стоит останавливаться только на классике
Цитаты, которые вдохновят на написание книги Жизненно
Цитаты, которые вдохновят на написание книги
Что почитать поклонникам Дины Рубиной Познавательно
Что почитать поклонникам Дины Рубиной
Мнения
Дина Рубина: «Писатель может быть каким угодно человеком»
Интервью с автором «Русской канарейки» и «Наполеонова обоза»
Дина Рубина: «Писатель может быть каким угодно человеком»
Краткость — сестра продаж: цитаты из романа «Transhumanism inc.» Тренды
Краткость — сестра продаж: цитаты из романа «Transhumanism inc.»
12 коротких изречений из новой книги Виктора Пелевина
«Transhumanism inc.»: отрывок из новой книги Виктора Пелевина Тренды
«Transhumanism inc.»: отрывок из новой книги Виктора Пелевина
Первый роман в новеллах, созданный знаменитым писателем
«Transhumanism Inc.»: что пишут критики о новом романе Виктора Пелевина Тренды
«Transhumanism Inc.»: что пишут критики о новом романе Виктора Пелевина
Мнение Галины Юзефович, Екатерины Писаревой и других рецензентов