В мире жестких боевиков и сильных женщин обязательно должен существовать жанр, который интригует, но не пугает, а погружает читателя в приятную атмосферу и помогает убежать от повседневных забот. И он давно придуман. Это книги и фильмы в стиле cozy mystery — уютного детектива. Здесь есть убийство, а порой не одно, но преступления настолько вписаны в жизнь небольшого населенного пункта с его персонажами, традициями, секретами, что кажутся совсем не страшными. И мы с увлечением следим не только за расследованием, но и за жизнью героев, сопереживаем, пугаемся и смеемся.
Развлечение и пособие по приготовлению ужина
К жанру cozy mystery можно отнести детективы Агаты Кристи — они настолько атмосферны и уютны, что Эркюль Пуаро и мисс Марпл не теряют своей популярности уже второе столетие.
Про серию фильмов о писательнице Джессике Флетчер «Она написала убийство» шутят, что настоящий убийца именно она, ведь куда ни попадет главная героиня — там обязательно появляется несколько трупов. Но вокруг кипит жизнь, печет кексы хозяйка местного бара, принимает пациентов доктор, устраивает вечеринку соседка.
Прочное место среди уютных детективов давно занял гастрономический.
Нет, это совсем не про то, как злодей украл котлету со сковороды, а сыщик пытается его вычислить. Порой кулинария здесь совсем ни при чем. Но только на первый взгляд.
Гастрономический детектив — это не только расследование, это в первую очередь атмосфера конкретного места, его традиции, повседневная жизнь и еда. Персонажи таких книг наслаждаются местной кухней, пробуют вина, готовят вкусные блюда, да так, что у читателя слюнки текут.
Но какую бы интересную книгу ты ни читал, все равно задумываешься, что приготовить на ужин. И гастрономический детектив не только интригует тайной, но и дает ответ на этот насущный вопрос, ведь в тексте всегда есть рецепты.
Мастера кулинарного детектива
В этом жанре свои классики. Бьют рекорды популярности во всем мире книги англичанина Мартина Уолкера о жандарме Бруно из французского Перигора, по следам его персонажей разрабатываются туристические маршруты, а рецепты в романах знакомят с местной кухней. Итальянка Камилла Тринкьери приглашает на виноградники Тосканы, где обязательно случится парочка убийств; по книгам Мэри Лу Лонгворт о судье Верлаке и его подруге Марине начали снимать сериал под общим названием «Убийство в Провансе».
Умбрия - зеленое сердце Италии. Тайна старого аббатства и печенье святого Франциска 469 ₽ На Литрес
Что общего между кулинарией и расследованием? На этот вопрос отвечает персонаж моей книги «Умбрия — зеленое сердце Италии. Тайна старого аббатства и печенье Святого Франциска», ставшей лауреатом премии «Русский детектив»-2022 в категории «Открытие года»:
«Вот ты делаешь салат, собираешь разные продукты воедино. Или что-то решила испечь. И ты собираешь блюдо из общепринятых ингредиентов, иногда импровизируешь и составляешь свое блюдо. Что-то сочетается прекрасно, что-то не подходит. Но ты пробуешь, иногда фантазируешь, но в итоге все сочетается прекрасно, и рождается очень вкусное блюдо. Например, печенье. Пробуешь добавить корицу, но она не подходит к остальным ингредиентам. Тогда добавляешь миндаль — и все получается идеально! Так и мы собираем результат из мелких деталей, когда одна порой не сочетается с другой, но мы пробуем, и заменяем одну деталь другой и в конце концов вырисовывается стройная картина. И преступник пойман».
Возможен ли кулинарный детектив с русскими блинами?
Одно дело Прованс и Тоскана, но совсем другое — Россия, скажете вы.
Я тоже так думала, и русская героиня моих книг расследует убийства, пробует вина и готовит вкусные блюда в Тоскане, Умбрии и других регионах Италии.
Но уютный кулинарный детектив вполне возможен и в России. Ведь маленькие городки среди лесов полны старинных легенд, а деревенские бабушки готовят блюда, напоминающие о вкусе детства. А значит, российский гастрономический детектив, рассказывающий о наших традициях, рецептах и местах, зовущий в путешествие по стране и напоминающий о своих блюдах, — интересное направление, которое обязательно завоюет сердца читателей.
Автор текста: Юлия Евдокимова