Мир XXI века уже во многом похож на фантазии писателей прошлого столетия (вспомним, например, предсказания Айзека Азимова, Рэя Брэдбери, Филипа К. Дика и других классиков жанра): почти что все наши повседневные проблемы мы решаем с помощью смартфонов и других умных устройств, интернетом пользуются миллиарды людей. Хитроумные гаджеты и терабайты информации, социальные сети и прорывы в медицине — все это казалось невозможным еще каких-то 40-50 лет назад. О чем же писать нашим с вами современникам?
Оказывается, есть о чем. И пять книг, которые мы отобрали, докажут вам, что качественная фантастика еще существует и может удивить даже самого искушенного читателя.
Станция одиннадцать. Эмили Сент-Джон Мандел
За этот роман канадская писательница в 2015 году получила престижную Премию Артура Кларка. Это ее первое произведение, переведенное на русский язык. Героиня — Кирстен Реймонд, актриса, которая вместе с труппой путешествует по городам и играет в спектаклях по пьесам Шекспира. Но это не привычный нам театр, а постапокалиптический: постановки делаются в мире, практически уничтоженном грузинским гриппом. В одном из поселений артисты знакомятся с культом некоего пророка, который требует кровавой дани. Как несложно догадаться, на роль жертвы претендует Кирстен со своими коллегами.
В этом постапокалипсисе нет зомби, погонь и стрельб. Нет! Люди продолжают жить, хотя и без всех благ цивилизации, а труппа «Дорожная симфония» пытается сохранить культурное наследие прошлого и позитивный настрой.
Хронолиты. Роберт Чарльз Уилсон
Загадочная история об огромных 60-метровых колоннах, которые падают с небес и рассказывают о победе некого Куана над человечеством. Это должно произойти в 2041 году, спустя 16 лет после начала падения хронолитов. Главный герой, программист Скотт Уорден, оказывается одним из исследователей феномена падающих монументов. Разумеется, тут же начинается паника и подготовка к надвигающейся войне.
Роман Уилсона — яркий образец философской притчи, в которой нам лишний раз напоминают об опасности самосбывающихся пророчеств (привет античным авторам!).
Каменная подстилка. Маргарет Этвуд
Работы лауреата британского Букера полны тревог о мире, в котором мы живем, в особенности — о положении женщин и о экологических угрозах. Судьбе Земли посвящена ее антиутопическая трилогия («Орикс и Коростель», «Год потопа», «Беззумный Аддам»), созданная в относительно молодом жанре climate fiction.
Сборник новелл (которые можно также назвать и сказками, и притчами) повествует о писательнице Констанции, недавно потерявшей своего мужа. Она сочиняет рассказы про страну Альфляндию, но со временем вымысел начинает проникать реальность...
Стеклянная республика. Том Поллок
Это вторая часть из цикла «Небоскребный трон», посвященного Лондону-за-Стеклом, зеркальному отражению нашего мира, где обитают волшебные существа и есть место волшебству. Детально выстроенное зазеркалье приукрашено юмором и необходимым в данном случае налетом мрачности.
Каждый день ученики школы Фростфилд задают Каре Хан множество вопросов: о ее исчезновении на три месяца, об изуродованном шрамами лице и пропавшей лучшей подруге Бет. Но ни один из них не может ее понять — кроме двойника, живущего в школьном зеркале. Однажды сестру-близнеца Парву похищают, и главная героиня готова на все, чтобы снова найти ее.
Три момента взрыва. Чайна Мьевиль
Автор «Шрама» и «Вокзала потерянных снов» — один из самых популярных британских писателей-фантастов наших дней. Его ироничное отношение к событиям и персонажам, а также невероятная фантазия рождают неповторимую, порой провокационную прозу. В каждом предложении чувствуется филигранная работа над словом, благодаря которой он уже завоевал всевозможные литературные награды в области science fiction (и, конечно же, огромную армию фанатов).
Сборник состоит из двадцати восьми новелл, в которых выдумка соединяется с реальностью: от дистопических предсказаний до типичных «страшилок» с привидениями.