Биографии многих классиков русской и мировой литературы подчас напоминают остросюжетные романы: трагические любовные истории, непредсказуемые повороты судьбы, семейные драмы. Иван Александрович Гончаров вряд ли смог бы похвастаться всем этим. Тонко чувствующий и одаренный непревзойденным писательским талантом, он предпочитал воплощать настоящую, многообразную жизнь на страницах своих произведений, нежели наслаждаться ею самому. Одиночка, затворник, панически боявшийся любых потрясений, он ни разу не был женат, сторонился общества и очень осторожно сходился с людьми. Но все-таки есть в его биографии немало интересного.
Рассказываем о жизни автора «Обломова», «Обыкновенной истории» и «Обрыва».
Принц де Лень
Именно так друзья прозвали писателя из-за частых приступов апатии и, казалось бы, полного равнодушия к жизни. Тот, однако, не обижался, даже посмеивался над шутками, подписывая этим именем некоторые свои письма. Впрочем, неторопливый образ жизни Гончарова впоследствии заставил критиков и литературоведов предположить, будто своего самого известного персонажа, Обломова, автор писал с себя.
И хотя документального подтверждения гипотезы не существует, между писателем и его героем и впрямь есть кое-что общее. Оба идеалисты и мечтатели, чьи грезы никогда не имели шанса осуществиться. Помимо прочего, Гончаров, как и Обломов, родился в российской глубинке — в Симбирской губернии — со своими, веками складывавшимися особыми правилами и устоями, которые прозаик нежно любил. Он редко торопился и предпочитал проводить время за размышлениями в полном уединении, лишь изредка выбираясь из дому.
-17% Обломов Твердый переплет 499 ₽ 599 ₽ -17% Добавить в корзину
О себе он говорил: «Я с детства, как нервозный человек, не любил толпы, шума, новых лиц! Моей мечтой была... умеренность, кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей. Это впоследствии назвали во мне обломовщиной».
Медлительность и своего рода апатичность проявлялись у Гончарова и в построении карьеры: окончив Императорский Московский университет в 1834 году, он долгое время служил простым секретарем симбирского губернатора, а после — переводчиком иностранной переписки в Петербурге. Будни текли ровно, не изобиловали поворотами и событиями. Он будто бы избегал полноводной жизни, боялся каждого ее проявления, как и его персонаж.
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», 1979
Тайная влюбленность
Есть и еще одна история, которая косвенно подтверждает, что в своем Обломове Гончаров вывел себя. В 1835 году, вскоре после окончательного переезда в Петербург, судьба свела писателя с семьей Майковых. Представители этой фамилии были хорошо известны в столице. Художники и литераторы, они зарекомендовали себя в обществе как артистичные и уважаемые люди. Попав к ним на заре своей писательской карьеры, Гончаров так и оставался всю жизнь возле гостеприимного дома, а после повстречал там свою «Ольгу Ильинскую».
Екатерина Майкова (в девичестве Калита) вошла в семью в 1852 году, став женой одного из Майковых. Совсем юная (ей едва исполнилось семнадцать), обаятельная, обладающая острым живым умом, она быстро покорила и родственников мужа, и Ивана Гончарова. К тому же девушка не была обделена писательским талантом, и специально для нее супруг, известный издатель, создал несколько литературных журналов. Все это, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, неосознанно влекло автора «Обломова», он подолгу беседовал с Екатериной, а после и вовсе сообщил в одном из писем критику Ивану Льховскому:
«Будь мне 30 лет и не имей она мерзкой привычки любить Старика [мужа], я бы пал перед ней на колени и сказал: „Ольга Ильинская, это ты!“»
Интерес Гончарова к Майковой привел к тому, что в обществе даже стали поговаривать о влюбленности писателя в замужнюю даму. Однако сам он рьяно опровергал все домыслы, уверяя, будто Екатерина для него лишь образец безусловного ума и красоты, точно так же как Ильинская для Обломова. История так и осталась неоконченной, подтверждения, что у Гончарова был роман с Майковой, нет. А обо всем остальном нам остается только догадываться.
Кадр из фильма «Обыкновенная история», 1970
Дружил с Тургеневым, но обвинил того в плагиате и вызвал на дуэль
Двух великих писателей в 1847 году познакомил критик Виссарион Белинский. Классики были почти ровесниками, так что быстро сошлись и даже завязали дружескую переписку. Они регулярно посылали друг другу свои произведения и встречались, и трудно было вообразить, что однажды литераторы поссорятся. Более того, Гончаров, несмотря на свою видимую апатичность и мягкость, даже вызвал Тургенева на дуэль, которая, к счастью, не состоялась.
Все случилось спустя десять лет безупречного общения. В 1858-м Иван Тургенев дописал «Дворянское гнездо» и созвал на обед близких приятелей, включая Гончарова, где зачитал едва оконченное произведение, после чего был обвинен в беззастенчивом плагиате. Гончаров на глазах у общих знакомых сообщил, что большая часть персонажей и сюжетных линий украдены из его неоконченного «Обрыва», а также потребовал от Тургенева убрать из романа внушительную часть эпизодов. Не желая портить многолетнее знакомство, Тургенев выполнил его просьбу. Казалось, конфликт был улажен, но на деле это было лишь обманчивое затишье перед бурей.
«Белинский сказал однажды при нем про меня: „Другому его романа стало на десять повестей, а он все в одну рамку уместил!“. И Тургенев буквально исполнил это, наделав из „Обрыва“ „Дворянское гнездо“, „Отцы и дети“, „Накануне“ — возвращаясь не только к содержанию, к повторению характеров, но даже к плану его!»
Из дневников И. А. Гончарова
Уже через два года состоялась публикация романа Тургенева «Накануне», и вновь автор был обвинен Гончаровым в подражании все тому же «Обрыву». Во второй раз Иван Сергеевич обиды не снес и предложил Ивану Александровичу устроить третейский суд. На нем же критиками и цензорами было установлено, что произведения хоть и имеют некоторые общие черты, но все-таки не повторяют друг друга. А схожесть можно объяснить тем, что, по словам экспертов, оба текста «возникли на одной и той же русской почве». Несмотря на, казалось бы, мирное урегулирование разногласий, после этого случая Тургенев навсегда прервал общение с Гончаровым.
Иллюстрация Д. Боровского к роману «Обрыв»
Был мнительным, но обаятельным
Обвинение давнего приятеля в плагиате было в биографии Ивана Гончарова вовсе не случайным. На протяжении всей жизни писатель славился своей мнительностью, лишь усиливавшейся с годами. Вместе с тем были в личности литератора и другие особенности, которые никак нельзя было списать на дурной характер. Считается, будто своими странностями Гончаров обязан неравному браку родителей: мать была намного младше отца, что, вероятно, и стало причиной нервных расстройств писателя.
Филолог и литературовед Леонид Юферев отмечал, что Гончаров с молодости отличался от других. Будучи обаятельным и приятным внешне, он будто бы боялся женщин, хотя и тянулся к ним, умел завоевывать их внимание. «Но обычно он не доводил свои ухаживания до конца, — пишет Юферев, — какая-то осторожность, недоверчивость к себе и другим удерживала его от того, чтобы сойтись с женщиной или жениться на девушке. Если же предмет его выходил замуж, то у него вспыхивала какая-то неосновательная ревность к сопернику».
Обыкновенная история Мягкая обложка
Общая неспособность доводить дела до конца распространялась на всю жизнь Гончарова. Ввязываясь в конфликты, он быстро сдавался и отступал, а все его романтические увлечения оканчивались тем, что девушки заключали брак с другими. Даже писательство, отдушина и источник вдохновения Гончарова, давалось ему с трудом. Каждое произведение он создавал не по одному году. Так, «Обыкновенная история» была в работе с 1844 по 1847-й, на «Обломова» потребовалось более десяти лет, а задуманный еще в 1849-м «Обрыв» увидел свет лишь в 1869-м.
Под конец жизни Гончаров и вовсе сделался затворником, почти не выходил в свет, предпочитая проводить время в компании своей любимой собачки Мимишки. По воспоминаниям Николая Барсова, преподавателя и хорошего знакомого писателя, Иван Александрович на закате жизни жил «почти анахоретом, в довольно скучной обстановке, все время в одной и той же сумрачной квартире на Моховой, во дворе, в первом этаже, в которую не проникало солнце».
Умер Иван Гончаров в сентябре 1891 года от воспаления легких, предварительно уничтожив в камине большую часть своих рукописей и писем. Перед смертью литератор просил не публиковать его личных переписок и дневников, а судить о нем лишь по его творениям.