Обзор книги от Алены Полуян
По какой причине американцам выгоднее не получать из мусора вторсырье, а переправлять его на утилизацию в другие страны? Как небольшая китайская деревушка стала лидером по переработке рождественских гирлянд? И почему перевозка металлолома из Лос-Анджелеса в Чикаго оставляет больший экологический след, чем транспортировка на зарубежные заводы? В книге «Планета свалок» журналист Адам Минтер рассказывает, как в течение нескольких веков разрастались мусорные полигоны и менялись потребительские привычки людей.
Когда в начале XX века эмигрант из России Эйб Ледер, переехав в США, заметил, что местное население подвержено консюмеризму, он стал собирать металлолом и торговать им. Впоследствии затея переросла в семейное дело.
Его праправнук и наследник бизнеса Адам Минтер в своей книге «Планета свалок» обобщил опыт нескольких поколений «торговцев отходами». Он рассказывает, зачем развивающиеся страны превращают хлам экономически развитых государств в сокровище, и объясняет, как Китай построил свою экономику на чрезмерном потреблении американцев.
-50% Планета свалок: Путешествия по многомиллиардной индустрии мусора Твердый переплет 580 ₽ 1159 ₽ -50% Добавить в корзину
Адам Минтер — колумнист издания Bloomberg Opinion, спикер TEDx и приглашенный лектор в Королевском географическом обществе в Лондоне. На протяжении двух десятилетий он освещает мусорную индустрию, уделяя особое внимание перерабатывающей отрасли Китая и экологическим проблемам. Он пишет материалы для изданий Scrap и Recycling International. Его статьи также публикуются в Atlantic, Foreign Policy, Los Angeles Times и других журналах.
Экологическая катастрофа из-за автосвалок
Вторая мировая уменьшила потребительские аппетиты американцев, вынудив их ремонтировать старые автомобили, но уже в послевоенные годы люди вернулись к былым привычкам. С середины XX века автосвалки стали стремительно разрастаться, а бизнес по утилизации оказался невыгоден из-за роста стоимости рабочей силы и содержания меди в корпусах автомобилей, что ухудшало свойства стали при переплавке. Владельцы начали выбрасывать транспорт где придется, что постепенно уродовало пейзажи сельской местности. Спустя десятилетие наступил экологический кризис: реки и озера оказались загрязнены различными жидкостями, вытекающими из брошенных автомобилей. Не помог и закон, обязывающий ликвидировать или оградить автосвалки забором.
Поставки американского металлолома в Китай
Появление мощных шредеров, измельчающих автомобильные корпуса, помогло США лишь частично уладить возникшую проблему. Основательно взять ситуацию под контроль позволило сотрудничество с Китаем, которому не хватало собственных ресурсов, но где была дешевая рабочая сила. Лом был необходим стране для постройки торговых центров и многоэтажек, производства бытовой техники и многого другого. Так, например, медь используются в проводах, передающих электроэнергию. Латунь нужна для производства фурнитуры для ванных комнат, а сталь ― для создания бытовой техники. Без поставок металлолома ресурсы приходится добывать из земли, что неминуемо приводит к повышению затрат на природоохранные мероприятия, которые превышают стоимость переработки отходов из развитых стран.
Экологичность и рентабельность обратной перевозки
Контейнеры, идущие из США в Китай, обратно всегда возвращаются с грузом, так как обе страны производят равное количество товаров друг для друга. Равновесие экспорта и импорта минимизирует углеродный след, ведь компаниям не нужно сжигать топливо и искать дешевый способ вернуть пустые контейнеры назад. Вдобавок судоходные корпорации дают скидки на обратные перевозки, поэтому судна в обе стороны всегда идут с грузом. По расчетам Адама Минтера, летом 2012 года цена доставки контейнера массой 18 тонн из Лос-Анджелеса в порт Яньтянь в Китае стоила 600 долларов, тогда как аналогичная перевозка из Лос-Анджелеса в Чикаго достигала отметки в 2400 долларов.
Доходы и выгода перерабатывающих компаний
Оборот мусорной индустрии в год составляет 500 миллиардов долларов. То, насколько переработка будет выгодной, зависит от спроса на материалы. Владельцы свалок и перерабатывающих предприятий заинтересованы в получении прибыли, а вовсе не в проявлении заботы о природе. Часть хлама, которую получают торговцы отходами, достается им даром или за бесценок. Вдобавок вторсырье помогает экономить воду и электроэнергию, необходимые для производства товаров, а также оно обходится дешевле, чем добыча полезных ископаемых. Так, при создании пивной банки из вторсырья расходуется на 92 % меньше энергии, чем при использовании руды. А если организация проявит смекалку и, например, тщательно осмотрит салоны выброшенных автомобилей, то за год сможет насобирать до 20 миллионов долларов мелочью.
Переработка не решает, а усиливает проблему
Несмотря на то что переработка помогает сберечь ресурсы и предотвращает экологические катастрофы, она не является выходом. Скорее она помогает сохранить уровень потребления (а следовательно, и загрязнения) на прежнем уровне, а то и увеличивает его. Данный довод автор подтверждает экспериментом, в результате которого люди использовали больше бумажных полотенец, если знали, что их преобразуют во вторсырье. Они неосознанно оправдывали чрезмерное потребление положительными аспектами переработки, игнорируя такие негативные факторы, как затраты воды и энергии для того, чтобы вещь обрела вторую жизнь. Переработка — способ оттянуть неизбежное, так как, например, бумагу можно перерабатывать ограниченное количество раз, а электронную технику ― лишь частично.
Книга не предлагает конкретных рекомендаций, как отдельно взятый человек должен сортировать отходы. Однако она показывает предпринимателям и политикам, что мусорная индустрия может стать надежной опорой для построения бизнеса и развития экономики страны. Особенно если в первую очередь перерабатывать собственный мусор, а не чужой, как, например, это уже делает Китай.
Адам Минтер призывает больше беспокоиться не о том, где в итоге окажутся ваши отходы, а об объемах того, что вы выбрасываете. Разумное потребление и отказ от излишеств несут в себе больше выгоды для экологии, чем переработка. Так, он приводит в пример энтузиастов, которые сортируют мусор, чтобы отвезти его в специализированные центры по переработке, забывая при этом, что по дороге они сжигают бензин и загрязняют атмосферу выхлопными газами.
«Избыточные отходы нужно куда-то девать. Один вариант — экспорт, второй — захоронение. Поэтому никого не должно удивлять, что Китай — одновременно и крупнейший экспортер новых товаров в США, и крупнейший импортер американского вторсырья». |
«Я призываю каждого задуматься о том, что значит переработка, и делать умный выбор в качестве потребителя — до покупки. С точки зрения морали утилизация — запутанная и неоднозначная деятельность». |
«Если вы кладете коробку, банку или бутылку в контейнер для переработки, это не означает, будто вы что-то переработали, и не делает вас человеком, который заботится о природе. Вы просто передали свою проблему другим людям и организациям». |
Книга следующей недели: «Искусство быть невидимым» ― о том, как сохранить анонимность в интернете и защитить личные данные от кражи. Автор ― Кевин Митник, экс-хакер и консультант по компьютерной безопасности.