21 марта, 2022

«Планета свалок»: как мусор снова превращается в товар

Почему Китай завозит к себе металлолом из-за океана

«Планета свалок»: как мусор снова превращается в товар

Обзор книги от Алены Полуян

По какой причине американцам выгоднее не получать из мусора вторсырье, а переправлять его на утилизацию в другие страны? Как небольшая китайская деревушка стала лидером по переработке рождественских гирлянд? И почему перевозка металлолома из Лос-Анджелеса в Чикаго оставляет больший экологический след, чем транспортировка на зарубежные заводы? В книге «Планета свалок» журналист Адам Минтер рассказывает, как в течение нескольких веков разрастались мусорные полигоны и менялись потребительские привычки людей.

О книге

Когда в начале XX века эмигрант из России Эйб Ледер, переехав в США, заметил, что местное население подвержено консюмеризму, он стал собирать металлолом и торговать им. Впоследствии затея переросла в семейное дело.

Его праправнук и наследник бизнеса Адам Минтер в своей книге «Планета свалок» обобщил опыт нескольких поколений «торговцев отходами». Он рассказывает, зачем развивающиеся страны превращают хлам экономически развитых государств в сокровище, и объясняет, как Китай построил свою экономику на чрезмерном потреблении американцев.

Планета свалок: Путешествия по многомиллиардной индустрии мусора Планета свалок: Путешествия по многомиллиардной индустрии мусора Адам Минтер Твердый переплет 839 ₽ Добавить в корзину В корзину

Об авторе

Адам Минтер — колумнист издания Bloomberg Opinion, спикер TEDx и приглашенный лектор в Королевском географическом обществе в Лондоне. На протяжении двух десятилетий он освещает мусорную индустрию, уделяя особое внимание перерабатывающей отрасли Китая и экологическим проблемам. Он пишет материалы для изданий Scrap и Recycling International. Его статьи также публикуются в Atlantic, Foreign Policy, Los Angeles Times и других журналах.

Факты из книги

Экологическая катастрофа из-за автосвалок

Вторая мировая уменьшила потребительские аппетиты американцев, вынудив их ремонтировать старые автомобили, но уже в послевоенные годы люди вернулись к былым привычкам. С середины XX века автосвалки стали стремительно разрастаться, а бизнес по утилизации оказался невыгоден из-за роста стоимости рабочей силы и содержания меди в корпусах автомобилей, что ухудшало свойства стали при переплавке. Владельцы начали выбрасывать транспорт где придется, что постепенно уродовало пейзажи сельской местности. Спустя десятилетие наступил экологический кризис: реки и озера оказались загрязнены различными жидкостями, вытекающими из брошенных автомобилей. Не помог и закон, обязывающий ликвидировать или оградить автосвалки забором.

Поставки американского металлолома в Китай

Появление мощных шредеров, измельчающих автомобильные корпуса, помогло США лишь частично уладить возникшую проблему. Основательно взять ситуацию под контроль позволило сотрудничество с Китаем, которому не хватало собственных ресурсов, но где была дешевая рабочая сила. Лом был необходим стране для постройки торговых центров и многоэтажек, производства бытовой техники и многого другого. Так, например, медь используются в проводах, передающих электроэнергию. Латунь нужна для производства фурнитуры для ванных комнат, а сталь ― для создания бытовой техники. Без поставок металлолома ресурсы приходится добывать из земли, что неминуемо приводит к повышению затрат на природоохранные мероприятия, которые превышают стоимость переработки отходов из развитых стран.

Экологичность и рентабельность обратной перевозки

Контейнеры, идущие из США в Китай, обратно всегда возвращаются с грузом, так как обе страны производят равное количество товаров друг для друга. Равновесие экспорта и импорта минимизирует углеродный след, ведь компаниям не нужно сжигать топливо и искать дешевый способ вернуть пустые контейнеры назад. Вдобавок судоходные корпорации дают скидки на обратные перевозки, поэтому судна в обе стороны всегда идут с грузом. По расчетам Адама Минтера, летом 2012 года цена доставки контейнера массой 18 тонн из Лос-Анджелеса в порт Яньтянь в Китае стоила 600 долларов, тогда как аналогичная перевозка из Лос-Анджелеса в Чикаго достигала отметки в 2400 долларов.

Доходы и выгода перерабатывающих компаний

Оборот мусорной индустрии в год составляет 500 миллиардов долларов. То, насколько переработка будет выгодной, зависит от спроса на материалы. Владельцы свалок и перерабатывающих предприятий заинтересованы в получении прибыли, а вовсе не в проявлении заботы о природе. Часть хлама, которую получают торговцы отходами, достается им даром или за бесценок. Вдобавок вторсырье помогает экономить воду и электроэнергию, необходимые для производства товаров, а также оно обходится дешевле, чем добыча полезных ископаемых. Так, при создании пивной банки из вторсырья расходуется на 92 % меньше энергии, чем при использовании руды. А если организация проявит смекалку и, например, тщательно осмотрит салоны выброшенных автомобилей, то за год сможет насобирать до 20 миллионов долларов мелочью.

Переработка не решает, а усиливает проблему

Несмотря на то что переработка помогает сберечь ресурсы и предотвращает экологические катастрофы, она не является выходом. Скорее она помогает сохранить уровень потребления (а следовательно, и загрязнения) на прежнем уровне, а то и увеличивает его. Данный довод автор подтверждает экспериментом, в результате которого люди использовали больше бумажных полотенец, если знали, что их преобразуют во вторсырье. Они неосознанно оправдывали чрезмерное потребление положительными аспектами переработки, игнорируя такие негативные факторы, как затраты воды и энергии для того, чтобы вещь обрела вторую жизнь. Переработка — способ оттянуть неизбежное, так как, например, бумагу можно перерабатывать ограниченное количество раз, а электронную технику ― лишь частично.

Впечатления от книги

Книга не предлагает конкретных рекомендаций, как отдельно взятый человек должен сортировать отходы. Однако она показывает предпринимателям и политикам, что мусорная индустрия может стать надежной опорой для построения бизнеса и развития экономики страны. Особенно если в первую очередь перерабатывать собственный мусор, а не чужой, как, например, это уже делает Китай.

Адам Минтер призывает больше беспокоиться не о том, где в итоге окажутся ваши отходы, а об объемах того, что вы выбрасываете. Разумное потребление и отказ от излишеств несут в себе больше выгоды для экологии, чем переработка. Так, он приводит в пример энтузиастов, которые сортируют мусор, чтобы отвезти его в специализированные центры по переработке, забывая при этом, что по дороге они сжигают бензин и загрязняют атмосферу выхлопными газами.

Цитаты

«Избыточные отходы нужно куда-то девать. Один вариант — экспорт, второй — захоронение. Поэтому никого не должно удивлять, что Китай — одновременно и крупнейший экспортер новых товаров в США, и крупнейший импортер американского вторсырья».

«Я призываю каждого задуматься о том, что значит переработка, и делать умный выбор в качестве потребителя — до покупки. С точки зрения морали утилизация — запутанная и неоднозначная деятельность».

«Если вы кладете коробку, банку или бутылку в контейнер для переработки, это не означает, будто вы что-то переработали, и не делает вас человеком, который заботится о природе. Вы просто передали свою проблему другим людям и организациям».

Книга следующей недели: «Искусство быть невидимым» ― о том, как сохранить анонимность в интернете и защитить личные данные от кражи. Автор ― Кевин Митник, экс-хакер и консультант по компьютерной безопасности.

Книги по теме
Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 57226  книг
Яндекс Дзен
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 57219  книг

Комментарии

Чтобы комментировать зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Куда девать ненужные подарки? Жизненно
Куда девать ненужные подарки?
Пять советов по расхламлению дома
Как спасать планету, покупая тонны книг Жизненно
Как спасать планету, покупая тонны книг
Важные советы книгоманам от Greenpeace
С чего начать отказ от пластика? 5 первых шагов Тренды
С чего начать отказ от пластика? 5 первых шагов
Учимся вместе с Greenpeace
10 удивительных советов для уборки от Мари Кондо Жизненно
10 удивительных советов для уборки от Мари Кондо
Как организовать пространство в доме и избавиться от стресса и тяжелых мыслей
Познавательно
Как это устроено: книги о том, по каким законам живет крупный бизнес
Рассказываем о пищевой промышленности, мусорном рынке и многом другом
Как это устроено: книги о том, по каким законам живет крупный бизнес
Тренды
Книги по интернет-маркетингу
7 пособий, которые научат вас зарабатывать в Сети
Книги по интернет-маркетингу
Жизненно
Что подарить выпускнику: самые красивые издания «Эксмо»
Помогаем выбрать книгу на окончание школы
Что подарить выпускнику: самые красивые издания «Эксмо»
Все лгут: 5 уловок любителей фейков Жизненно
Все лгут: 5 уловок любителей фейков
Рассказываем, как не дать ввести себя в заблуждение