Сидеть в самоизоляции с телевизором, интернетом, онлайн-кинотеатрами, Ютубом, трансляциями из театров, общением в соцсетях и многими прочими развлечениями, конечно, тяжело. Но совсем не скучно. А теперь представьте: всего этого у вас нет. И что тогда делать? Давайте вспомним, чем скрашивали семейный досуг наши прабабушки и прадедушки.
Как карта ляжет
Главным развлечением в любом доме были, конечно, карты. Игры можно грубо разделить на две неравные части. Первая — пасьянсы. Довольно мирная и не азартная игра. Вариантов пасьянса было чрезвычайное множество: «Двое на одного», венский, «Старый друг», «Дядюшкин», «Трефовидный», «Старый домосед», пасьянс Бредулия, «Вера», «Звезда», «Пряжка», «Знамя», краковский, халдейский, «пасьянс Кумушек», «Тринадцать кучек» и даже «Тузы в тройной рамке». При подходящем случае расскажем о них подробнее.
Бесспорным лидером домашних развлечений были азартные карточные игры. Надо сказать, что государство российское формально запрещало азартные игры. Запрет был, но играли все и везде: от избы до дворца. При нехватке иных развлечений карты были чуть ли не главным способом скрасить досуг и взбодрить кровь риском проигрыша, до чего наши предки были чрезвычайно охочи.
Азартных карточных игр было неимоверное количество. Причем разные для разных сословий. Чистые господа играли в вист, бостон и различные виды преферанса. Купцы — в стуколку и польский банчок. Все, кто жаждал азарта и выигрыша, — в «баккару» и «тридцать одно», в «двадцать одно» и «фараона», в «реверси» и «креббедж», в «флорентин» и «экарте». Дамы играли в «мушку» и «рамс». Простой народ резался в «свои козыри», «навалку», «горку», «московку», «цыганку», «семь листов или носки», «фофаны», «чухны», «ерошки» и «бабочку». Было не важно, в какую играть карточную игру, главное — азарт.
Однако перекинуться с детьми в картишки, особенно малолетними, даже не на интерес, а чтобы время убить, строгие правила приличий не позволяли. И тут на выручку приходили другие игры.
Играют все!
Большие семьи и квартиры наших предков позволяли устраивать дома активные игры. От огромного выбора развлечений до нас дошли разве что пятнашки и жмурки (завязать глаза и поймать кого-то в комнате). Прочее разнообразие домашних игр почти забыто. Пора вспомнить некоторые из них. Главное: играет вся семья.
«Сапожник». Семья встает в круг, кто-то один садится на стул в центре круга. Играющие держатся за руки и водят вокруг «сапожника» хоровод. «Сапожник» жестами показывает свое ремесло, приговаривая:
«Господа, господа, вот хорошие сапоги!
Не хотите ли, барыни, здесь примерить башмачки?»
Игроки хором отвечают: «Примеряйте! Примеряйте!» и быстро двигаются. «Сапожник», не сходя с места, должен коснуться вытянутой рукой чьей-то ноги. Кого коснется, тот садится на место «сапожника». Игра продолжается дальше.
«Почта». Один из играющих, «почтальон», становится посреди комнаты, остальные садятся вокруг него по разным местам. Сидящие игроки выбирают себе названия городов: Москва, Тверь, Новгород, Кострома и т.д. «Почтальон» объявляет, например, что везет письма из «Москвы» в «Новгород». Названные «города» должны быстро поменяться местами, а «почтальон» старается опередить «города» и занять чье-то место. Тот, кто остался без места, становиться «почтальоном».
«Золото хоронить». Один из играющих прячет в сжатых ладошках монетку. Искатель золота старательно обыскивает сжатые ладошки игроков. При этом все игроки сидят тесно и прикладывают сжатые ладони друг к другу. Кто-то из них передает монетку. Если «искатель» находит монетку в чьих-то ладошках, то занимает место «пойманного» игрока, а новый «искатель» снова пытается найти спрятанную монетку.
«Флюгера». Четыре угла комнаты получают названия: Юг, Север, Запад, Восток. Ведет игру Эол (легендарный повелитель ветров), остальные игроки становятся флюгерами. Эол дает команду: «ветер дует с севера!» При этом игроки должны повернуться к югу. И так далее. Если Эол не определяет направление ветра, флюгера вертятся беспорядочно. Когда Эол кричит: «Буря!», флюгера должны крутиться очень быстро. Когда Эол объявляет: «Тишь и безветрие!», все играющее должны замереть. Кто неправильно выполняет команды Эола — платит фанты. Или выбывает из игры.
А еще играли в «Петипа», когда надо было сделать нечто с указанным предметом, и в «Фанты», причем было 80 задач, которые может выполнить играющий. Ну и, конечно, в «Посла с острова Цитера», в «Мизантропа», в «Оркестр без звуков», в «Продажу детей» (играли мамы с маленькими детьми, игра веселая, до визга). И множество других... Не переиграешь.
Все за стол!
Теперь вспомним, как можно было развлекаться за столом. Разумеется, в каждом доме играли в домино и лото (кто первый из играющих заполнит игровое поле цифр). Но это капля в море игр. А сколько было других! Вспомним самые интересные.
«Бирюльки». Вот оригинальные правила в старой орфографии: «Эта игра состоит из небольших крючков и мелких различных кусочков разнообразных форм. Играющие стараются зацепить крючком каждый кусочек отдельно, не затронув при этом других и даже не сдвигать их с места. Кусочки известной формы принимают по условию известные названия и числятся сообразно таковым названиям. Так, король считается в цене 20, дама 10, и служка 5 единиц. Остальные фигуры представляют простые единицы. Кому удается вытянуть суму большего числа единиц, тот считается в выигрыше». Понятно? А вы говорите: «Играть в бирюльки!»
«Агон, или Страж королевы». Загадочная игра. Довольно сложная, требующая логического и стратегического мышления. Восходит к шахматам и шашкам. Играют двое. Игровое поле разделено на 91 черный и белый шестиугольник. У каждого играющего по 6 шашек и одна королева. Задача игры: провести свою королеву на центральный шестиугольник и окружить ее всеми своими шашками. Ходить можно только вперед. Если стражи занимают места раньше королевы, игрок проигрывает.
«Агон, или Страж королевы»
Игры на аспидной доске. На самом деле — обычная доска для мелков. Сборник игр предлагает для веселого времяпрепровождения также игру «Зачерку». Посмотрите на ее изображение ниже. Ничего не напоминает? А еще на аспидной доске можно было играть в «магические квадраты», шарады, рукописные ребусы, ариомограф, метаграмму, «как зайцы нашли свои ушки», «пришествие старушки» и многие другие!
«Зачерка»
«Лабиринт». Для игры нужно специальное игровое поле. Цель: дойти до звездочки посредине рисунка (см. иллюстрацию ниже). Но обязательно минуя по порядку пункты: фонтан, волан, волчок, велосипед, голубятня, качели, борона, лошадь, колокольчик, бумажный змей, петух, лебедь, шахматная игра, качалка. Кто заблудится в лабиринте — платит фант и начинает сначала. Кто запутается — вылетает из игры. Все строго.
«Лабиринт»
«Велосипедная игра». Задача — «доехать» первым. Игроки бросают кубики и делают ходы. В процессе «гонки» они мешают друг другу, если попадают на одно поле, платят за перебор выпавших цифр и даже возвращаются назад. Очень азартно!
«Велосипедная игра»
Еще за столом можно было играть в «Фому-чудака», «Скачки», «Кошку и мышку» и даже в «Веселую игру совы».
Среди старинных застольных игр есть одна, которая называется «Гусик». Герои моего нового романа о приключениях Алексея Пушкина и Агаты Керн «Выгодный риск» играют в нее. И вы тоже сможете сыграть! Хотите попробовать? Тогда прочтите «Выгодный риск» (который вот-вот выходит), а потом попробуйте сыграть в «Гусика» так, как играли в него 130 лет назад. Здесь, на сайте «Эксмо», вы сможете скачать игру и ее правила. Впервые вы, читатель, сможете попробовать то, чем занимаются герои книги, будто бы окунувшись в 3D-реальность. Обещаю: будет интересно и азартно.
А пока оставайтесь дома, читайте книги, играйте в настольные игры и берегите себя!