14 ноября, 2018

Прочти первым: «4321» Пола Остера

Отрывок из нового романа известного американского писателя

Автор материала: Станислав Сивков
Прочти первым: «4321» Пола Остера

Пола Остера называют живым классиком американской литературы. Всемирную известность ему принесли такие произведения, как «Измышление одиночества» и «Нью-Йоркская трилогия». Его новый роман «4321» вошел в шорт-лист Букеровской премии в 2017 году. Мы публикуем отрывок из этой книги.

***

Подходил к концу январь 1944-го. В России только что завершилась девятисотдневная блокада Ленинграда; в Италии немцы прижали союзников под Монте-Кассино; на Тихом океане американские войска были готовы начать наступление на Маршалловы острова; а на внутреннем фронте, на краю Центрального парка в городе Нью-Йорке Станли предлагал Розе выйти за него замуж. Над головой горело яркое зимнее солнце, безоблачное небо было глубокого и сверкающего оттенка синевы — той хрустальной синевы, что окутывает Нью-Йорк лишь определенными днями в январе, — и в тот солнечный воскресный день в тысячах миль от кровопролития и бойни Станли говорил ей, что свадьба — или ничто, он перед нею преклоняется, он никогда ни к кому так не относился, весь очерк его будущего от нее зависит, и если она его отвергнет, он ее больше никогда не увидит, мысль о том, чтобы увидеть ее опять, будет для него тогда попросту чересчур, а потому он исчезнет из ее жизни навеки.

Она попросила у него неделю. Все это так внезапно, сказала она, так неожиданно, что ей нужно немножко подумать. Конечно, ответил Станли, возьми недельку на обдумывание, я перезвоню в следующее воскресенье, ровно через неделю, а потом, когда они расставались у входа в парк с Пятьдесят девятой улицы, — впервые поцеловались, и впервые с тех пор, как они познакомились, Роза увидела, как в глазах Станли блестят слезы.

Исход, разумеется, был давно написан. Он не только возникает в виде статьи во всеобъемлющем авторизованном издании «Книги земной жизни», но и обнаруживается в Манхаттанском архивном бюро, где книга записей гражданского состояния извещает нас, что Роза Адлер и Станли Фергусон сочетались браком 6 апреля 1944 года, ровно за два месяца до высадки союзников в Нормандии. Мы знаем, что́ решила Роза, стало быть, но почему она пришла к своему решению — вопрос сложный. Много в нем было различных составляющих, каждая — в согласии и противопоставлении с другими, а поскольку о них всех Роза не была единого мнения, для будущей матери Фергусона неделя оказалась трудной и мучительной.

Первое: зная, что Станли — человек слова, она содрогалась от мысли, что никогда больше его не увидит. К добру ли, к худу ли, но после Ненси он теперь стал ее лучшим другом.

Второе: ей уже исполнился двадцать один год, она еще была достаточно молода, чтобы считаться молодой, но — не такой молодой, как большинство невест в ту пору, поскольку для девушек было не редкостью надевать свадебное платье в восемнадцать или девятнадцать, а последнее, чего Розе хотелось, — остаться незамужней.

Третье: нет, Станли она не любила, но это доказанный факт — не все браки по любви оказывались успешными союзами, а она где-то читала, что браки по расчету, господствующие в традиционных иностранных культурах, были не более и не менее счастливыми, чем браки на Западе.

4321 Пол Остер 4321

Четвертое: нет, она не любила Станли, но правда была в том, что любить кого-нибудь она и не могла — после своей Великой Любви к Давиду, поскольку Великая Любовь случается лишь раз в жизни человека, а следовательно, Розе придется согласиться на нечто не столь идеальное, если не хочется провести весь остаток своих дней в одиночестве.

Пятое: в Станли не было ничего такого, что ее бы раздражало или отвращало. Мысль заниматься с ним сексом противна ей не была.

Шестое: он ее любил до безумия и обращался с нею по-доброму и уважительно.

Седьмое: в гипотетической дискуссии о браке всего двумя неделями раньше он ей сказал, что женщины должны быть свободны и блюсти собственные интересы, их жизнь не должна вращаться исключительно вокруг мужей. Это он о работе? — спросила она. Да, о работе, ответил он, — среди прочего. Это значило, что замужество за Станли не повлечет за собой отказа от Шнейдермана, она сможет продолжить свой труд — учебу на фотографа.

Восьмое: нет, она все-таки не любит Станли.

Девятое: многим в нем она восхищалась, спору нет — хорошее в нем сильно перевешивало не столь хорошее, но почему он все время засыпает в кино? Устает от долгой работы у себя в магазине — или эти опускающиеся веки намекают на некое отсутствие связи с миром чувств?

Десятое: Ньюарк! Можно ли вообще там жить?

Одиннадцатое: Ньюарк — вот действительно загвоздка.

Двенадцатое: ей пора съехать от родителей. Она уже слишком стара жить в той квартире, и как бы дороги ни были ей мать с отцом, обоих она презирала за двуличность — отца за то, что по-прежнему гоняется за юбками и не кается, мать за то, что делает вид, будто этого не замечает. Вот буквально на днях, вполне случайно, когда шла обедать в закусочную-автомат недалеко от ателье Шнейдермана, — заметила отца, тот шел под ручку с совершенно не знакомой ей женщиной, лет на пятнадцать-двадцать моложе него, и Розе стало так тошно, она так разозлилась, что захотелось подбежать к отцу и надавать ему по физиономии.

Тринадцатое: если она выйдет за Станли, то, наконец, хоть в чем-то обскачет Мильдред, пусть и неясно, интересует ли брак Мильдред вообще. Покамест сестра ее, похоже, вполне счастлива перескакивать от одного краткого романчика к другому. Молодец Мильдред, но Розе было совершенно неинтересно так жить.

Четырнадцатое: Станли зарабатывал деньги, и, судя по тому, как дела обстояли сейчас, со временем он будет их зарабатывать еще больше. Такая мысль утешала, но и тревожила. Чтобы зарабатывать деньги, нужно все время о них думать. Получится ли жить с человеком, чья единственная забота — его банковский счет?

Пятнадцатое: Станли считает ее самой красивой женщиной Нью-Йорка. Она знала, что это не так, но у нее не было сомнений в том, что Станли честно в это верит.

Шестнадцатое: на горизонте больше никого нет. Даже если Станли никогда не станет другим Давидом, он намного превосходит эту шайку сопливых нытиков, которых ей подсылала Ненси. Станли хотя бы взрослый. Станли хотя бы никогда не жалуется.

Семнадцатое: Станли — такой же еврей, как она сама еврейка, верный соплеменник, но его не интересует религия, он не клялся в верности Богу, а это будет означать жизнь, не отягощенную ритуалами и суевериями, всего лишь подарки на Ханукку, маца да четыре вопроса раз в год весной, обрезание для мальчика, если у них вообще родится мальчик, но никаких молитв, никаких синагог, никакого притворства, что она верит в то, во что не верит, во что они не верят.

Восемнадцатое: нет, она не любит Станли, но Станли любит ее. Вероятно, для начала этого довольно, первый шаг. А потом — кто знает?


Только интересные материалы и книги
Почтовому совенку-стажеру не терпится отправить вам письмо

Читайте также

Четыре причины прочитать новый роман Пола Остера «4321»
Познавательно
Четыре причины прочитать новый роман Пола Остера «4321»
10 цитат из книг Пола Остера
Мнения
10 цитат из книг Пола Остера
Тому, кто ополчился на себя, кажется, что на него ополчился весь мир
70 лучших американских романов XX века
Познавательно
70 лучших американских романов XX века
От «Мартина Идена» и «Великого Гэтсби» до «Тайной истории» и «Американской пасторали»
5 осенних новинок для интеллектуалов: зарубежная проза
Тренды
5 осенних новинок для интеллектуалов: зарубежная проза
Бернар Вербер, Паоло Коэльо, Али Смит и другие — о борьбе человека с беспощадным временем
Плохой секс как гарантия писательского успеха
Жизненно
Плохой секс как гарантия писательского успеха
Рассказываем, в чем феномен книги Кристен Рупеньян
5 поводов влюбиться в «Алую королеву» Виктории Авеярд
Познавательно
5 поводов влюбиться в «Алую королеву» Виктории Авеярд
Роман для подростков, который покорит и взрослую аудиторию
Арабская ночь с кровопролитием и политическими интригами
Познавательно
Арабская ночь с кровопролитием и политическими интригами
5 причин прочитать трилогию Шеннон Чакраборти
Как Томас Харрис создал самого привлекательного злодея в литературе
Познавательно
Как Томас Харрис создал самого привлекательного злодея в литературе