25 октября, 2017

Прочти первым: «Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали»

Отрывок из руководства по выживанию с детьми от 2 до 7 лет

Прочти первым: «Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали»

Мы публикуем отрывок из книги Джоанны Фабер и Джули Кинг «Как говорить, чтобы маленькие дети вас слушали», которая посвящена искусству общения с малышами от двух до семи лет.

 

***

Иногда ребенок хочет что-то, что невозможно получить. Вашим первым порывом бывает, как правило, объяснение, почему это невозможно: почему нельзя желание удовлетворить. Это рациональный подход.

И что, это вам помогает? Не особенно.

Ребенок не понимает вашей логики? Как только вы приступаете к объяснениям, он начинает рыдать и вопить?

Вы не одиноки!

Моральные страдания ребенка невозможно успокоить путем обоснованных рассуждений.

Для таких моментов существует удивительный инструмент. Дайте понарошку то, что не можете дать на самом деле.

Когда ребенок рыдает в машине, потому что вы не купили ему конфет, не стоит читать лекцию о вреде сладкого для зубов. Согласитесь с ребенком!

Конфета — это так вкусно! Вот было бы здорово — есть конфеты каждый день, и чтобы зубы никогда не болели. Что бы у нас было на завтрак? Разноцветные драже или леденцы на палочке? А что насчет обеда?

Пусть ребенок поможет вам придумать меню.

Однажды мы с тремя сыновьями возвращались домой, и мальчишки наперебой фантазировали. Они придумали, что машина сделана из сладостей, а дорога покрыта карамелью. Захотел есть, остановился, погрыз бампер или откусил кусочек тротуара — и дальше в путь.

Сара, участница наших семинаров, работает воспитателем в подготовительной группе. Также она мама семилетней Софии, пятилетней Джеки и Мии, которой только исполнилось три года. Сара поделилась воспоминаниями о тяжелом времени в ее жизни, когда только фантазии спасли ей жизнь.

 

История Сары: Розовый дом

Мы снимали квартиру с одной спальней, и когда появился второй ребенок, стало тесновато. Подумав, мы решили купить дом. Конечно, это было волнующее событие. Мы выскребли все деньги до дна и до последнего сомневались в правильности принятого решения.

Софию по утрам я возила в детский сад, и однажды она начала ныть: «Ненавижу новый дом!»

Я знала, что маленькие дети не любят перемен, так что для нее было вполне естественно расстраиваться из-за переезда. Но это не остановило мое раздражение. Я рявкнула, чтобы дочь перестала ныть. Потом я разразилась длинной речью о том, какой маленькой и неудобной была старая квартирка, а в новом доме у нее будет собственная спальня.

Я все говорила и говорила, пока не повернулась и не увидела, что София плачет. Это меня остановило.

— Эй, тебе и правда не нравится этот дом? Ты бы выбрала совсем другой?

— Даааа, — ответила дочь.

—А если бы ты могла выбрать, какой дом ты бы хотела? Каким бы он был?

— РОЗОВЫМ!

— Ого, розовый дом.

— Да, у него были бы розовые стены, розовая крыша и еще розовая кровать.

— А как насчет розовой травы на лужайке? — предложила я.

— Мааам, не бывает розовой травы. Но можно посадить розовые цветы.

Всю оставшуюся дорогу мы рассуждали о том, что еще в доме могло быть розовыми. Потом мы купили розовое покрывало для кровати Софии. Я привезла в детский сад счастливого ребенка вместо расстроенного и рыдающего.

На следующем семинаре Сара поделилось историей, которая произошла в ее подготовительной группе.

 

История Сары: Бесконечные часы

На прошлой неделе один ребенок в нашей группе отказался убирать за собой игрушки. Вместо того чтобы прочитать стандартную лекцию о порядке, я признала его чувства:

— Как неприятно, что приходится убираться, когда ты еще не закончил свою постройку.

Мальчик посмотрел на меня, и я попыталась пробудить в нем фантазию:

— Вот было бы здорово, чтобы у тебя было на сотню часов больше времени для игры.

— Ну, я бы хотел, чтобы у меня для игры было миллион биллионов часов! — сказал мальчик, а потом начал собирать кубики. Потрясающе.

 

История Марии: Сохраненная монетка

Бенджамин нашел мелкую монетку в парке и положил ее в карман. Потом мы поехали домой, и он захотел рассмотреть находку, однако не смог вытащить монетку из кармана, потому что был пристегнут в детском кресле. Он начал вопить. Раньше я бы сказала ему: «Все нормально, мы достанем монетку, когда приедем домой» — и это бы не помогло. Или бы я попыталась достать монетку, оставаясь за рулем, что могло закончиться аварией. Но, в этот раз я вспомнила о том, что можно дать желаемое понарошку. Я сказала:

— Как жаль! Знаешь, что бы я хотела? Я бы хотела, чтобы прямо здесь была кнопка, — и показала на приборную доску. — Бенджамин уставился на указанное место. — И если бы я нажала эту кнопку, целый поток монет полился бы сверху, — я показала на потолок салона. — Причем не только наши монетки, но и из других стран, и все они упали бы тебе на колени. У тебя было бы столько денег, что ты бы смог купить все, что пожелаешь. Что бы ты хотел купить на все эти деньги?

— Настоящего большого плюшевого медвежонка! — ответил Бенджамин.

— Очень большого? Такого большого, как ты сам?

— Дааа!

В этот момент он по-настоящему погрузился в сказку и был очень счастлив. И он был счастлив не из-за монетки, лежавшей у него в кармане, — что удивительно, если знать моего сына!

(ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ) Боритесь с желанием задавать сочувственные вопросы страдающему ребенку.

Не стоит реагировать на страдания ребенка вопросами: тебе грустно? почему ты злишься? почему ты плачешь? Даже осторожные расспросы могут вызвать у него ощущение допроса с пристрастием. Если ребенок мал, он может и не знать, что его так расстроило. Или же он не способен выразить это отчетливо, ему просто не хватит слов. Часто подобные расспросы вызывают неприятное ощущение даже у взрослого. У нас возникает чувство, что собеседник хочет оценить наши эмоции, и объяснения не всегда удовлетворяют его (О, и это все? Ты не должен из-за этого плакать!).

Если вместо вопроса сказать что-то в тему, с утвердительной интонацией, появится шанс показать, что вы принимаете чувства без какого-либо осуждения. Вовсе не обязательно докапываться до причины чувств, если вы хотите проявить сочувствие. Можете просто сказать: «Ты выглядишь грустной», «Что-то тебя расстроило». Или даже так: «Что-то случилось» (не вопрос, а утверждение). Такие фразы приглашают ребенка к разговору, если ему действительно этого хочется, но в то же время дают ему ощущение комфорта, если он не настроен говорить.


Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 1607  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 1605  книг

Читайте также

Как воспитывать детей: 10 советов Януша Корчака молодым родителям
Мнения
Как воспитывать детей: 10 советов Януша Корчака молодым родителям
Знаменитый польский педагог о принципах воспитания
20 принципов воспитания детей Марии Монтессори
Мнения
20 принципов воспитания детей Марии Монтессори
Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать
Три занимательные книги Якова Перельмана
Познавательно
Три занимательные книги Якова Перельмана
25 детских книг про котов и кошечек
Детям и родителям
25 детских книг про котов и кошечек
От мировой классики до последних новинок
Зачем читать детские книги, если вы уже выросли
Познавательно
Зачем читать детские книги, если вы уже выросли
Развенчиваем мифы о несерьезности детской литературы
30 взрослых книг, которые можно читать детям
Познавательно
30 взрослых книг, которые можно читать детям
Список от главного редактора «Классного журнала» Алексея Ходорыча
Как провести воскресенье на ВДНХ с детьми
Жизненно
Как провести воскресенье на ВДНХ с детьми
Рассказываем, чем заняться с ребенком на территории главной выставки страны
Готовимся к школе: что купить на книжной ярмарке
Тренды
Готовимся к школе: что купить на книжной ярмарке
Книги, которые помогут ребенку влиться в учебный процесс