Не все могут сказать, в чем обман Фигаро, кого заколдовал Просперо и с кем остался король Лир? О великих пьесах, которые изменили мир, многие читатели знают лишь понаслышке.
Но великие произведения оказываются не только современны, но и чрезвычайно важны для нашего дня. Но где найти время, что их прочесть и понять? Эту задачу как раз и решает новый проект лекции-подкастов «Лайфхак классики».
Профессор РГИСИ Андрей Юрьев, один из самых популярных среди студентов лекторов, за 30 — 40 минут расскажет все самое главное о пяти шедеврах мировой драмы. Лекция-подкаст от обычной лекции отличается тем, что профессору Юрьеву задает вопросы студент. И вопросы эти очень важные и интересные.
Прежде, чем вы начнете слушать лекции-подкасты, давайте вспомним самые важные факты об этих великих пьесах.
«Царь Эдип»
Самая знаменитая греческая трагедия, одно из семи дошедших до нашего времени произведений Софокла. Одна из величайших трагедий мировой культуры. Аристотель в ключевом труде «Поэтика» признал творение Софокла эталоном драматической формы. И в наши дни на него равняются. История о проклятии, поразившем древние Фивы, и цене, которую пришлось заплатить Эдипу за спасение своего города: ослепить себя. Поразительно, но зрители «Царя Эдипа», прекрасно знают сюжет о проклятом правителе, но воспринимают пьесу с неослабевающим интересом.
Пьеса была дважды представлена в Афинах на Великих Дионисиях — единственное известное нам исключение из правила, согласно которому во время этого праздника могли представляться только новые трагедии. Трагедия прочно вошла в мировой театральный репертуар как одно из самых глубоких произведений на тему «человек и судьба». Ну, а в современном мире Эдип царь стал именем нарицательным благодаря «Эдипову комплексу», который был описан Зигмундом Фрейдом в своей психологической теории, но не имеет никакого отношения к пьесе. Может считаться одним из первых детективных сюжетов в мировой литературе, в котором каждый следующий шаг в поиске истины на самом деле только приближает катастрофу и трагическую развязку.
Что же происходит в трагедии на самом деле? Узнайте в первой лекции-подкасте «Лайфхак классики. Царь Эдип»
«Король Лир»
Шекспиром в 1605 — 1606 годах. Действие пьесы относится к глубокому прошлому, когда Британией правил легендарный монарх — король Лир. История о полоумном короле, который разделил свою страну между дочерьми. Самая грандиозная из шекспировских трагедий, имеющая глубокий философский и социальный смысл. Вопросы добра и зла, смысла человеческой жизни, катастрофизма мирового бытия предстают в ней с предельной остротой, доведенной до парадоксализма. Стала в ХХ веке одной из самых востребованных шекспировских пьес. Во времена короля Георга III была запрещена в Англии. Лев Толстой люто ненавидел трагедию, считая ее образцом фальши и ненатуральности в искусстве.
Пьеса написанаБесчисленные постановки пьесы в истории мирового театра прославили великих трагиков — таких, как Бербедж и Гаррик в Англии, Каратыгин и Михоэлс в России. Трагедия была экранизирована более сорока раз и стала основой сериала «Империя», идущего на канале Fox.
Почему эта трагедия с сюжетом из сказочной древности остается остро актуальной и сегодня? Узнайте во второй лекции-подкасте «Король Лир».
«Буря»
Считается пьесой, венчающей творческий путь Шекспира. Одно из самых поэтичных, загадочных и парадоксальных творений великого драматурга. История волшебника Просперо, который на своем острове восстанавливает справедливость, женит свою дочь на принце и наказывает зло. Все темы шекспировского творчества варьируются в ней, соединяясь в единое целое. Образец английской барочной драмы. Позднее сильно повлияла на драматургию романтиков. Редко ставилась в XVIII и XIX веках, но в ХХ столетии прочно вошла в мировой театральный репертуар и стала основой тридцати шести экранизаций, включая знаменитый фильм «Книги Просперо» Питера Гринуэя. Именно в этой пьесе Просперо говорит фразу: «О, дивный новый мир!», которая стала названием знаменитого романа-антиутопии Олдоса Хаксли и одним из самых используем сегодня нарицательных выражений. По мотивам пьесы Антон Чиж создал исторический детектив «Лабиринт Просперо».
Лабиринт Просперо Мягкая обложкаКакая тайна заключена в пьесе, которая не дает покоя режиссерам и актерам, вновь и вновь возвращающихся к великому творению Шекспира? Узнайте в третьей лекции-подкасте «Буря».
«Тартюф»
Мольером в 1664 году. Немногие знают, что до нашего времени дошла только третья, самая мягкая редакция пьесы. Первые две были запрещены. Мольер был вынужден сделать третий вариант, чтобы добиться разрешения на постановку.
Пьеса написанаНасколько острой и жесткой была первая версия и постановка, можно судить по тому, какую бурую негодования и ненависти влиятельных персон, в которой они увидели самих себя, вызвала премьера 12 мая 1664 года в Версале.
От жестокой расправы Мольера спасло только личное заступничество короля. Хотя сюжет, на первый взгляд, вполне невинен: поучительная история господин Оргона, который попадает под обаяние святоши Тартюфа и чуть не лишается дома, богатства и семьи. На самом деле носит антиклерикальный характер, разоблачает религиозное лицемерие и осмеивает человеческую слепоту в отношении лиц, манипулирующих жаждой веры и устремленностью к спасению души. Утверждает здравый смысл как природный принцип. Имя Тартюф стало нарицательным, означая ханжу и лицемера. Пятилетняя борьба Мольера за постановку своей комедии беспрецедентна в истории театра. В Советском Союзе постановка Юрия Любимова в театре на Таганке (1968) считалась одной из самых скандальных и популярных у зрителей.
Почему комедии Мольера до сих пор может стать причиной нешуточного скандала? Узнайте в четвертой лекции-подкасте «Тартюф».
«Женитьба Фигаро»
Бомарше о пройдохе Фигаро. Образец комедии интриги, насыщенной острым политическим смыслом. Комедия была запрещена лично Людовиком XVI, и, как некогда «Тартюф», несколько лет оставалась под запретом.
Одна из самых веселых, искрометных и озорных комедий мировой драматургии. Вторая пьеса трилогииПремьера состоялась 27 апреля 1784 года, на которую собралась такая толпа зрителей, что в давке погибли три человека, которые так и стояли, зажатые живыми зрителями. Премьера прошла с фантастическим успехом, вероятно, не имеющим аналогов в истории французской сцены. Каждую реплику Фигаро публика встречала овациями, видя в них политические намеки. Позднее Наполеон назвал комедию Бомарше «революцией в действии». Слуга и домоправитель графа Альмавивы, вступающий в борьбу со своим господином, воспринимался накануне Великой французской революции как символ третьего сословия, отстаивающего свои права.
Комедия стала европейской сенсацией и в ряде стран оставалась под запретом даже после парижской премьеры. В России была допущена к представлению с соизволения Екатерины II. Послужила основой одной из самых выдающихся опер-буфф XVIII века — «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Тема борьбы человека за свои социальные права, утверждение равенства людей вместе с техническим совершенством драматургической формы сделали эту комедию одной из самых популярных в мировом театральном репертуаре. Знаменитый спектакль московского Театра Сатиры (постановка Валентина Плучека) в телевизионной версии до сих пор радует зрителя.
В чем секрет неувядающей популярности Фигаро и его проделок? Узнайте в пятой лекции-подкасте «Женитьба Фигаро».
Автор: Антон Чиж