Со второй четверти XX века Максим Горький считался главным отечественным писателем. Его произведения были во всех антологиях и школьных учебниках. Теперь все иначе, и читатели пытаются понять, так ли важен Горький для русской и мировой литературы.
Мы решили не трогать художественные достижения писателя и попытались разобраться в его общественной деятельности.
В этом жанре были написаны романы «Железный поток» Александра Серафимовича и «Время, вперед!» Валентина Катаева. Едва ли кто-то из современных читателей возьмется за эти тексты по доброй воле. Однако в советские годы они были хрестоматийными произведениями.
Термин «социалистический реализм» был предложен председателем Оргкомитета СП СССР Иваном Гронским в «Литературной газете» от 23 мая 1932 года, а окончательно закрепился после 1-го Всесоюзного съезда советских писателей в 1934-м. Именно Горький «благословил» новое направление на долгую и счастливую жизнь. Однако, как утверждает литературовед и критик Лидия Спиридонова, в создании самой концепции писатель не участвовал. Поддерживая идею объединения авторов, он мыслил его не как бюрократическую организацию, подчиненную партийному диктату, а как творческий союз, дающий возможность роста и развития самых разных индивидуальностей.
Есть версия, что Горький даже пытался уклониться от выступления на 1-м съезде советских писателей, однако он все-таки произнес речь, в которой рассказал, что коллективный писательский труд поможет литераторам лучше узнать друга и «перевоспитаться в людей, достойных великой эпохи».
Отношения писателя с советским правительством складывались неровно. Алексей Максимович дружил с Лениным, помогал большевикам, но в то же время критиковал политику партии и революцию, увидев, сколько крови было пролито ради нее. Горький был не чужд гуманности, но оставался верен своим убеждениям. Писатель с мировым именем, он пытался легализовать новое государство, как до смерти Ленина, так и после нее.
Вполне возможно, писатель поверил и Сталину. Приняв его приглашение вернуться на родину, он был убежден, что у «вождя» благие намерения. Однако ему очень быстро дали понять, что за услуги надо платить. Сталин использовал его для формирования своего имиджа в СССР и за рубежом. Писателя фактически поместили в золотую клетку, не давая общаться с «лишними» людьми. Дошло до того, что во время путешествия по Волге на спецпароходе «Максим Горький» самому Горькому частично ограничили общение с командой.
Благородным делом книгоиздательства Максим Горький занимался еще до революции. В разное время он возглавлял «Знание», «Парус» и «Всемирную литературу». В «Знании» в несколько раз увеличил объем выпускаемой литературы, сделав ставку на художественные тексты, и совершил переворот в определении гонораров: публиковавшиеся тут писатели получали в несколько раз больше, чем их коллеги в других издательствах Санкт-Петербурга и Москвы. В «Парусе» он вел антивоенную политику, публикуя серии брошюр по истории и внешней политике европейских государств — «Европа до и во время войны», а «Всемирная литература» запомнилась тем, что вместила в себя порядка 120 томов и создала особую школу советского перевода.
Кроме этого, Горький возродил серию книг «Жизнь замечательных людей», которая выпускается и сегодня. Из журналистских инноваций писателя можно вспомнить анкетирование, проводившееся редакцией журнала «За рубежом».
В июне 1929 года Максим Горький, тогда еще гость в СССР, приезжал в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Результатом этой поездки стал очерк «Соловки», в котором прославлялась методика «перековки» людей. Писатель увидел славный ухоженный остров, где жили счастливые люди, мечтающие войти в новую жизнь: «Северное солнце благосклонно освещает казармы, дорожки перед ними, посыпанные песком, ряд темно-зеленых елей, клумбы цветов, обложенные дерном». Об ужасах жизни на Соловках позже рассказали сами арестанты, среди которых был Дмитрий Лихачёв.
СЛОН — не единственный грех Горького, с таким же воодушевлением писатель рассказывал и о строительстве Беломорканала, на котором погибли десятки тысяч человек. Его стройку автор описал как «небывалый, фантастично удачный опыт перевоспитания общественно опасных людей в условиях свободного общественно полезного труда».