Во все времена кладоискатели готовы были тратить все силы на то, чтобы обрести баснословные богатства. Но порой считавшиеся давно утерянными драгоценности обнаруживают те, кто вовсе не искал их. Так произошло и с двумя простыми британскими работягами, которые, разбирая руины ветхого домишки на лондонской улице Чипсайд, сделали удивительную находку: в полусгнившем сундучке хранились бесценные ювелирные украшения.
Рассказываем загадочную историю этого клада.
-51% Потерянные сокровища Твердый переплет 392 ₽ 799 ₽ -51% Добавить в корзину
Великий пожар
Сейчас, наблюдая роскошные фасады современного Лондона, трудно вообразить, что еще несколько веков назад столица Великобритании состояла в основном из деревянных строений. Этому материалу отдавали предпочтение как бедные, так и весьма зажиточные семьи, уверенные, что дереву не страшны ни время, ни природные катаклизмы. Такая неосмотрительность, увы, привела к одной из самых чудовищных трагедий в истории города — Великому пожару 1666 года. Возгорание началось в небольшой булочной на улице Паддинг-лейн: кто-то из работников забыл потушить свечу, уходя домой после тяжелого дня. За считаные часы огонь распространился на несколько кварталов и бушевал четверо суток. В общей сложности в центральной части столицы было уничтожено около 80% построек разного назначения, а около ста тысяч людей остались без крыши над головой. И хотя трагедия стала поводом отстроить Лондон заново, на этот раз из камня, грандиозных потерь погорельцам никто так и смог возместить.
Одними из пострадавших, по всей видимости, стали и владельцы драгоценностей, позднее обнаруженных рабочими. Прежде на месте бесценной находки стоял большой дом — правда, о том, кому он принадлежал, историки спорят и по сей день, но факт остается фактом: в спешке покидая особняк, хозяева просто забыли о ларце с украшениями. А может быть, и сгорели, ведь, несмотря на официальную версию, согласно которой погибло всего несколько человек, жертв Великого пожара могло быть гораздо больше.
Чипсайд-срит
Сокровища
Лондон и впрямь преобразился после пожара, однако многие новые дома были далеки от совершенства. Так, на некоторых улицах, включая и Чипсайд-стрит, все строения были возведены на скорую руку и... в итоге простояли более двух сотен лет. Здание, где и нашли клад, не было исключением: его возвели прямиком на руинах предыдущего. Тогда строители даже не стали трогать подвал, помещение выглядело крепким и, кроме того, было выполнено из кирпича. Последнее как раз и позволило сокровищам пережить и пожар, и два последующих века.
Если бы не острое зрение рабочих, бесценный ларец мог бы так и сгинуть под завалами, ведь, когда его нашли, он был до того залеплен многовековой грязью, что угадать в нем золото было совсем непросто. К счастью, мужчинам удалось разглядеть в тусклом свете слабое мерцание камней и извлечь богатейшую коллекцию драгоценностей Елизаветинской и Яковианской эпох, настоящий образец ювелирного искусства позднесредневековой Англии: часы, броши, ожерелья — чего там только не было.
Кстати, своим спасением клад обязан и еще одному человеку. Предприимчивый антиквар Джек Стони, понимая, что в исторической части города могут быть найдены весьма ценные артефакты, получил у городского музея разрешение выкупать у рабочих находки, а часть из них отдавать в постоянную экспозицию. Однако Стони не мог и предположить, что однажды в его руки попадет такое сокровище, как Чипсайдский клад. Прибыв на место его обнаружения, он щедро заплатил рабочим — по сто фунтов каждому, тогда как обычно расплачивался мелкими монетами или вовсе выпивкой. Музейные эксперты после того, как почистили все драгоценности, тоже были в немалом удивлении от уникальной, разнообразной и прекрасно сохранившейся коллекции.
Итак, клад насчитывал более четырехсот ювелирных украшений, а кроме того, несколько шляпных булавок тонкой работы, монет из разных стран и золотых флаконов для духов. Самыми примечательными экземплярами считаются часы, помещенные в цельный кусок изумруда, брошь «Саламандра», инкрустированная бриллиантами и изумрудами, и сапфировые подвески. Общая стоимость найденных драгоценностей не озвучивается историками ювелирного искусства и по сей день.
Брошь «Саламандра»
Неназванный владелец
Кто же являлся первоначальным обладателем такого внушительного состояния? Существует несколько версий. Согласно одной из них, украшения принадлежали ювелиру, который обслуживал процветающий средний класс. В XVII веке Чипсайд был центром лондонских златокузнецов, и, как предполагают историки, в начале Английской гражданской войны 1642-1651 годов один из них решил припрятать свои сокровища до лучших времен.
Специалисты также полагают, что, скорее всего, мастера звали Арнольд Лаллз. В его архивах сохранилось несколько альбомов с эскизами украшений, в том числе и найденных в подвале дома.
Но существует и альтернативная версия принадлежности ларца. И она куда более авантюрная. Бытует легенда, будто среди найденных сокровищ специалисты выявили несколько подделок, изготовленных из кварца. А самым известным изготовителем реплик считался в XVII веке Томас Симпсон. Талантливый мошенник с сомнительной репутацией был даже замешан в деле об убийстве. В 1631 году неизвестные расправились с ювелиром Геррардом Пульманом, когда тот возвращался из Персии в Лондон. Из каюты несчастного были похищены едва ли не все вещи, включая и некие драгоценности. И хотя самого Симпсона не было на борту, полиция предполагала, что именно он организовал нападение. Так не добычу ли Пульмана спрятал вор в подвале чипсайдского дома?
Так или иначе, четкого ответа о принадлежности клада нет и по сей день. Впрочем, этот никак не помешает всем желающим насладиться восхитительными ювелирными украшениями. Основная часть клада в настоящее время находится в Музее Лондона, другие изделия размещены в Британском музее Виктории и Альберта.
***
Писательницу Кирсти Мэннинг так вдохновила история Чипсайдского клада, что она решила написать роман по ее мотивам. Правда, сюжет книги куда сложнее и непредсказуемее реального. Историку ювелирного искусства Кейт Кирби поручают исследование Чипсайдских сокровищ. Отправляясь в Лондон посмотреть на драгоценности, она даже не представляет, какая череда открытий ее ждет, ведь клад напрямую связан с историей ее собственной семьи. Теперь молодой женщине предстоит узнать немало нового о своих предках. И вполне вероятно, что семейные тайны ей совсем не понравятся.