11 сентября, 2020

Уильям Блейк: певец Библии, бунта и свободной любви

Как странный и мятежный английский поэт вдохновил нобелевского лауреата Ольгу Токарчук
Автор материала: Раиса Ханукаева
Уильям Блейк: певец Библии, бунта и свободной любви

В издательстве «Эксмо» вышел роман Ольги Токарчук «Веди свой плуг по костям мертвецов». Это история Янины Душейко — учительницы английского средних лет, готовой на все ради защиты животных. Из-за своих убеждений героиня выходит в открытое противостояние не только с полицейским и бизнесменом, но и священником маленького городка, в котором она живет. Конфликт инакомыслящих аутсайдеров и правящей элиты обозначен уже в названии романа: «Веди свой плуг по костям мертвецов» — это неточная цитата из поэмы «Бракосочетание Рая и Ада» Уильяма Блейка. Поэт-мистик XVIII века, он был известен своим «еретическим» отношением к земным желаниям, критикой церкви и приверженностью к народному языческому наследию.

Веди свой плуг по костям мертвецов Веди свой плуг по костям мертвецов Ольга Токарчук Твердый переплет600 ₽ В корзину В корзину

Токарчук постоянно возвращается к творчеству поэта в своей книге. Мы решили напомнить о том, кто такой Блейк и в чем заключаются его идеи.

Творческий путь

Будущий поэт и художник родился 28 ноября 1757 года. Он посещал школу лишь до десяти лет, а потом перешел на домашнее обучение. Лондонский Сохо, где Блейк появился на свет и провел детство, был районом бедняков, но в доме родителей водились книги, и еще в детстве мальчик увлекался копированием гравюр из этих изданий. В раннем возрасте он познакомился с работами Рафаэля, Микеланджело, Мартена ван Хемскерка и Альбрехта Дюрера. Что же касается литературы, то его первыми ориентирами были народная поэзия и Библия, которую он, как истинный протестант, знал наизусть.

В пятнадцать лет Блейк стал подмастерьем у гравера Джеймса Бесайера, чей стиль уже тогда считался устаревшим. Позже ученик открыто критиковал своего учителя. Некоторое время юный художник работал в Вестминстерском аббатстве, проводя вечера за копированием готических фресок. В 1779 году Блейк стал студентом Королевской Академии в Олд Сомерсет-хаус, где впервые столкнулся с непониманием своего творческого подхода. И в литературе, и в живописи он был против обобщений и попыток найти «единую истину» и красоту. Первые литературные опыты Блейка близки к народным песням, первые графические характеризуются строгими и четкими линиями, но впоследствии автор отказывался от прежних идей, развивался и экспериментировал.

Пожалуй, самими известными его графическими и живописными работами стали иллюстрации к «Потерянному раю» Джона Мильтона, «Подлинным историям из реальной жизни» Мэри Уолстонкрафт и «Божественной комедии» Данте. Работа над «Комедией» так и осталась незаконченной. Существует легенда, что последний шиллинг Блейк потратил на карандаш для очередного рисунка к этому циклу.

Литературные опыты и цензура

Работа над гравюрами для чужих произведений не только кормила его, но и дарила вдохновение для собственных литературных опытов.

У Данте Блейк позаимствовал идею божественного происхождения текста: все произведения автора — это результат некоего диктанта высших сил, человек же выступает как переводчик или интерпретатор текста. При этом Блейк с огромным уважением относился к творческому началу самого человека. Поэт не разделял восторга Данте, с которым последний «наказывал» особенно неприятных ему грешников в аду, но был согласен с его критикой церкви и политической элиты. Сочетание библейской и мифологической традиций тоже, скорее всего, у него от великого итальянца.

Творчество Джона Мильтона — оппонента и наследника Данте — послужило для Блейка толчком к переработке и переосмыслению библейских образов. Ему посвящено стихотворение «Мильтон», его влияние заметно в «Книге Тэль» и, конечно, в «Бракосочетании Рая и Ада», где Сатана из воплощения мирового зла превратился в борца за свободу и основоположника творческого начала. Блейк довел идею Мильтона до крайней точки: Сатана враждебен богу, но не людям. Разумеется, такая позиция не могла быть принята в английском обществе конца XVIII века.

Религиозного Блейка, для которого Библия служила главным ориентиром, считали сумасшедшим еретиком. Ситуацию обостряла его открытая критика в адрес клириков и короля. Участие в Гордонских мятежах, драки с солдатами и общий бунтарский дух ранних работ весомо подпортили репутацию поэта.

Еще одним поводом для критики стал эротизм в его творчестве, который неотрывно связан с темой страданий, в том числе страданий Иисуса на кресте. И в живописи, и в литературе Блейк не противопоставлял тело душе и считал лицемерием запреты общества на плотские наслаждения. Идея «свободной любви», заключавшаяся в непризнании брака как пожизненного рабства, совершенно не противоречила его религиозным взглядам. Отражением «падения» Блейк считал не плотские влечения и возможную смену партнера, а низкую, ревнивую и нетерпимую природу самих людей.

Манифест

Впервые свои идеи Уильям Блейк отразил в «Бракосочетании Рая и Ада» — произведении, которое можно назвать манифестом его творчества. В этой странной поэме Сатана — это герой и борец с авторитаризмом божества, где благоразумие — «это богатая, безобразная старая дева, привлекательная в глазах лишь того, чье имя — Бессилие», а божественное мастерство наглядно видно в наготе женщин. Текст демонстрирует разрыв поэта с нормами современной ему морали и этики. Весь пафос этой поэмы заключается в бунте против любой тирании и догм. Блейк исследует путь Человека, его метания между Добром и Злом, Отвращением и Влечением, Познанием и Неведением.

Многие из отразившихся здесь идей были близки романтикам, но те дивились радикализму эксцентричного англичанина и не понимали его, как и большинство современников. Известно, что Фредерик Тейтем, друг и наследник Уильяма Блейка, сжег самые «крамольные» работы поэта. Философия этого автора стала понятна только потомкам.

Бунтарь Блейк и сейчас влияет на современных писателей, и это влияние возмущает и притягивает даже в XXI веке. Мрачная космогония английского поэта проскальзывает в монологах Янины Душейко, главной героини романа «Веди свой плуг по костям мертвецов». Она противостоит и власти, и духовенству, и достойна пера Блейка. Кульминацией романа стал приход Душейко в храм святого Губерта, построенного на деньги охотников, с которыми боролась героиня. Не дослушав лицемерную проповедь о том, что охотники — покровители природы, героиня кричит священнику: «Эй, ты, слезай оттуда, сейчас же!». Критики назвали этот эпизод одним из самых скандальных в польской литературе. Что ж, Блейк бы оценил.

Книги по теме
Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 41040  книг
Яндекс Дзен
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 41040  книг

Читайте также

10 цитат из произведений Уильяма Блейка Мнения
10 цитат из произведений Уильяма Блейка
Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили
8 цитат из переписки Джона Китса с друзьями и родными Мнения
8 цитат из переписки Джона Китса с друзьями и родными
Как бы то ни было, я за жизнь чувств, а не мыслей!
7 фактов о лорде Байроне Познавательно
7 фактов о лорде Байроне
Истории из жизни знаменитого поэта
Ольга Токарчук: своя среди чужих Тренды
Ольга Токарчук: своя среди чужих
Рассказываем, почему стоит познакомиться с творчеством известной польской писательницы
Какие тайны скрывает дебютный роман Алексея Поляринова «Центр тяжести» Познавательно
Какие тайны скрывает дебютный роман Алексея Поляринова «Центр тяжести»
Рекомендация автора: что еще почитать, если понравилась книга
Книги одного вечера: 7 коротких романов и сборников рассказов Познавательно
Книги одного вечера: 7 коротких романов и сборников рассказов
Читаем произведения Булгакова, Сэлинджера, Фицджеральда и других писателей
Семь жизней и еще одна Познавательно
Семь жизней и еще одна
Космология народа игбо, воплощенная в романе «Оркестр меньшинств»
«Шагги Бейн» – беспросветная история, дающая надежду Тренды
«Шагги Бейн» – беспросветная история, дающая надежду