19 июля, 2017

Маяковский в кино

Рассказываем о фильмах, в которых снимался знаменитый поэт
Маяковский в кино

В историю искусства Владимир Маяковский вошел как поэт и драматург. Чуть меньше читателей знают, что именно он вместе с художником Александром Родченко рисовал легендарные рекламные плакаты Резинотреста, Госиздата, ГУМа и Моссельпрома. И уж совсем немногие вспоминают Маяковского как киноактера, сценариста и даже режиссера! А между тем он не раз признавался в своей любви к кинематографу. «Пишу сценарии, играю сам, рисую для кино плакаты», — рассказывал поэт в автобиографии «Я сам».

Драма в кабаре футуристов № 13

Дебютом Маяковского на экране стала роль в картине «Драма в кабаре футуристов № 13», вышедшей в 1914 году. Сегодня фильм утерян, и судить о нем мы можем только по рецензиям критиков той эпохи.

Больше пародия, нежели драма, работа режиссера Владимира Касьянова поражала зрителей своим странным и запутанным сюжетом и необычными образами. Вместо актеров в фильме участвовали художники группы «Ослиный хвост». Маяковский появился лишь в финальной сцене, то ли в роли демона, то ли в образе самой смерти. Поэта можно было увидеть в широкой шляпе и плаще в тот момент, когда «мертвую» Наталью Гончарову бросали на снег.

Закованная фильмой

Вторым киногероем Владимира Маяковского стал Художник в драме «Закованная фильмой». Сценарий к этой картине поэт написал сам.

Сюжет фильма заимствован из мифа о Пигмалионе, который влюбился в собственную скульптуру. Вот только Художник, в отличие от древнегреческого ваятеля, полюбил не созданный им образ, а Балерину (Лиля Брик), которую он увидел в кино. Что ж, очень показательно для эпохи всеобщего увлечения «десятой музой».

Премьера картины состоялась в 1918 году, но позже ее постигла судьба «Драмы в кабаре футуристов № 13» — фильм исчез. Впрочем, Маяковского это едва ли огорчило, он считал «Закованную фильмой» неудачной, «тяжелой и неповоротливой».

Барышня и хулиган

«Барышне и хулигану», в отличие от предыдущих кинокартин, повезло куда больше: лента сохранилась полностью, причем восстановлены даже те эпизоды, которые были вырезаны после революции (например, сцена со священником). Премьера состоялась в тот же год, что и «Закованная фильмой». «Барышня...» стала чемпионом в прокате. Повинуясь вкусам зрителей, владельцы кинотеатров то и дело возвращали ее на экраны.

В 20-х годах фильм временно был переименован в «Учительницу рабочих», после реставрации ему вернули прежнее название. Эта лента стала единственной режиссерской работой Владимира Маяковского. Интересно, что здесь знаменитый поэт-футурист оказался последователем классического жанра:

«Мне как художнику и директору студии было очень интересно посмотреть, в каком плане ведется съемка. <...> С разрешения Маяковского я поспешил в павильон. Но там ничего особенного не было: осветители меняли места юпитеров, реквизиторы расставляли самые обыкновенные вещи в самых обыкновенных декорациях. Никакого футуризма! Никакого кубизма!» (Е. Иванов-Барков)

Возможно, причина «ровного» киноповествования, лишенного провоцирующих кадров и странных образов, кроется в частичной автобиографичности сюжета. Интересен фильм еще и тем, что только здесь мы можем видеть живого поэта: его мимику и пластику.

Октябрюхов и Декабрюхов

Следующей кинематографической работой поэта стала немая эксцентрическая комедия «Октябрюхов и Декабрюхов». Ее сценарий написан Маяковским к десятилетию Октября и рассказывает о жизни трех людей в революционные будни. То, что главные герои являются аллюзией на Декабрьскую и Октябрьскую революции, а их общая супруга — персонифицированный образ России, догадаться не сложно.

Сам фильм снимался в необычной для того времени манере. В художественную ленту были вмонтированы кадры хроники и анимационные вставки. Премьера «Октябрюхова и Декабрюхова» состоялась 27 октября 1928 года. Кроме перечисленных четырех картин у Маяковского осталось минимум шесть сценариев, которые так и не были экранизированы (либо экранизированы через много лет после смерти автора). Они не понравились «бдительной» советской власти и были просто запрещены, но историки считают, что особенно сетовать на цензуру здесь не стоит: даже если бы сценарии получили одобрение, они все равно остались бы лишь на бумаге. Маяковский смотрел в будущее, и способы адаптировать его идеи для киноэкрана стали доступны лишь во второй половине XX века.

Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 39205  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 39205  книг

Читайте также

Писатели и поэты о Сергее Эйзенштейне и его фильмах Мнения
Писатели и поэты о Сергее Эйзенштейне и его фильмах
Маяковский, Мандельштам, Довлатов и другие классики о том, как они воспринимали фильмы и личность великого режиссера
Грузия в жизни и творчестве русских классиков Познавательно
Грузия в жизни и творчестве русских классиков
Писатели, на которых повлияла эта солнечная и гостеприимная страна
100 лучших пьес XX века Познавательно
100 лучших пьес XX века
Чехов, Брехт, Стриндберг и другие авторы, чьи драмы стали классикой
От Замятина к Пелевину: что экранизируют российские режиссеры Тренды
От Замятина к Пелевину: что экранизируют российские режиссеры
Рассказываем о проектах, которые выйдут в прокат в ближайшее время
Смотрим «Щегла» и читаем книги Познавательно
Смотрим «Щегла» и читаем книги
Советуем, что почитать до и после премьеры фильма по роману Донны Тартт
Тренды
Как создавалась обложка новой книги Алексея Поляринова
Как создавалась обложка новой книги Алексея Поляринова
Почему вам понравится читать Льва Толстого Жизненно
Почему вам понравится читать Льва Толстого
Пять существенных причин вернуться к произведениям классика
Познавательно
Лев Толстой и другие веселые ребята
Вспоминаем анекдоты, рассказанные не Хармсом
Лев Толстой и другие веселые ребята